Л.С.Выготский об аномалиях развития, страница 2

Мозг ребенка созревает по определенной программе. Если упускается сензитивный период его развития, то впоследствии возникают большие трудности по их формированию. Этим занимались Рубинштейн, Выготский, Лисина, Эльконин.

Фактор: физическое здоровье ребенка. Проявление отдельных наследственных заболеваний и их влияние на мозг ребенка оказывается в преднатальный и пренатальный периоды, особенно в раннем возрасте. Этому также способствуют травмы головы. Все это влияет на умственное развитие ребенка, особенно болезни и травмы имеют последствия для детей со слабой нервной системой. Школьная неуспеваемость может быть вызвана эндокринными расстройствами и прогрессирующими психологическими заболеваниями: эпилепсия, шизофрения, деменция.

Органы чувств во многом определяют норму развития ребенка (зрение и слух). Например: нарушение связей между восприятием и ВПФ обуславливает отклонения в интеллектуальном развитии.

Правильная социальная ситуация развития. Благоприятная социальная среда, общество являются необходимым условием для развития личностных качеств, так как психические свойства, процессы и состояние человека никогда изначально полностью не заданы, а окончательно формируются прижизненно в особой функциональной системе.

Таким образом, факторы созревания нервной системы лишь создают определенный уровень возможностей на каждом возрастном этапе и диктуют последовательность формирования необходимых знаний, умений, навыков и эмоционально - волевых качеств.

В зарубежной и отечественной специальной психологии уровень умственного развития ребенка определяется с помощью тестов. При исследовании детей, находящихся между нормой и патологией исследователи отметили следующие исходные признаки:

а) слабое физическое здоровье;

б) специфические трудности при овладении письмом, чтением, счетом. При этом одни дети постепенно преодолевают эти трудности, а другие не могут их преодолеть, у них к подростковому возрасту  наблюдаются отклонения в личностном развитии.

Классификация дефектов развития, их характеристика. 

В специальной психологии и дефектологии распространены термины:

–  временная задержка развития;

–  психофизиологический инфантилизм;

–  дети с задержкой в развитии.

Психофизиологический инфантилизм, 3 группы:

–  органичный;

–  дисгармоничный

–  эндокринный

Задержка интеллектуального развития рассматривается как состояние психического нездоровья ребенка с различным прогнозом развития.

Повзнер подразделяет ЗПР на четыре группы;

I. Психофизический инфантилизм с сохранным интеллектом, но с недоразвитой интеллектуальной сферой (инфантильный тип). Дети этой группы выделяются среди сверстников своей непосредственностью, свойственной более раннему возрасту. У них наблюдаются:

–  недостаточное осознание школьной ситуации, т. е. они не готовы к полной реализации роли «Я ученик» (не понимают своих школьных обязанностей, позднее, чем другие осваивают школьные дисциплины, игровая деятельность преобладает над учебной, эмоции непосредственны, волевая регуляция слабая;

–  их поведение похоже на поведение четырехлетних детей;

–  они общительны и привязчивы в общении, не чувствуют дистанцию между собой и взрослым, плохо распознают или вовсе не понимают того, как к ним относятся окружающие. Они дружат даже с теми кто их терпеть не может;

–  легко вступают в беседу даже с незнакомыми людьми, болтливы, но поверхностны, суждения наивны, в беседе перескакивают с одного на другое. У них богатый словарный запас, речь чрезмерно эмоционально окрашена;