Л.С.Выготский об аномалиях развития

Страницы работы

Содержание работы

Основы специальной психологии.

Тема: «Л.С. об аномалиях развития»

выделяет четыре группы детей с патологией развития:

  1. Дети с особенностями интеллектуального развития (ЗПР, ЗУР).
  2. Трудновоспитуемые дети.
  3. Дети с патологией органов чувств (слепые, глухие, опорно-двигательный аппарат).
  4. Одаренные дети.

Чтобы ответить на вопрос: что есть норма необходимо ответить на вопрос, что есть развитие и каковы закономерности развития.

Выделяют три концепции развития:

1.  Биогенетические (движущей силой развития является генотип, наследственность). Развитие определяется созреванием ВНД.

2.  Социологизаторский подход – движущая сила – социальная среда.

3.  Социобиологизаторский – теория персонализации Петровского, в которой выделяются два основных момента:

а) совершенный материальный аппарат психики, т. е. психофизиологическое здоровье человека.

б) благоприятная социальная среда, т. е. зона ближайшего развития.

Таким образом, ЦНС определяет развитие ВПФ + личностные системы. Если у ребенка при соблюдении этих условий ЗПР, ЗУР, то причиной является недоразвития некоторых отделов головного мозга.

Причины аномального развития детей.

норму развития ребенка определяют четыре группы факторов:

1.  Нормальное функционирование головного мозга.

2.  Физическое развитие ребенка.

3.  Сохранность органов чувств.

4.  Последовательное воспитание.

Многие факторы внешней и внутренней среды могут оказать патогенное влияние в течение беременности и на развитие плода. В специальной литературе выделяют 400 подобных факторов. Если их сгруппировать, то выделяются следующие группы патогенных факторов:

1.  Вирусные бактериальные инфекционные заболевания (кратковременный фактор, приносящий наиболее болезненные и серьезные последствия в уязвимые периоды протекающей беременности – 3, 7 месяцы – формируется новый генотип ребенка).

2.  Заболевания внутренних органов, обусловленные беременностью (сердечно сосудистые заболевания, болезни крови, печени, гинекологические заболевания).

3.  Эндокринные заболевания.

4.  Влияние лекарств и клинических препаратов на женщину и ее плод.

5.  Психологические факторы (неблагополучное социальное развитие для матери и ее будущего ребенка).

6.  Физические факторы (физические травмы родового периода: удары живота, патологические роды, травмы головы ребенка особенно в первые три года жизни).

Осложнения беременности могут быть вызваны:

1.  Факторы, связанные с протеканием самой беременности (резкий конфликт, поздний токсикоз, перенашивание).

Эти факторы вызывают патологию у плода в определенные, ограниченные во времени сроки. Следовательно, есть возможность проанализировать их проявление, и, следовательно, предупреждать их возникновение и патологическое влияние.

Виды патологий у ребенка:

–  функциональные расстройства нервной системы;

–  задержка ряда корковых функций;

–  патология фонематического слуха;

–  патология пространственной ориентации.

Все это проявляется в том, что появляются трудности в овладении чтением, письмом, счетом.

2.  Хронические заболевания, сопутствующие беременности (сахарный диабет, гипертония и другое). Эти факторы действуют неблагоприятно на плод в течение всей беременности. Такая патология наследуется. Данные факторы могут обуславливать некоторые психические заболевания – шизофрения, эпилепсия, деменция.

3.  Факторы, обуславливающие нарушения мозгового кровообращения в преднатальный и пренатальный период.

Это приводит к венозному застою кровообращения в мозге, к увеличению внутричерепного давления и т. д. Все это приводит к грубым нарушениям, функциональным изменениям головного мозга и нервной системы. Нарушается формирование высших психических функций, прежде всего мышления и речи.

Таким образом, мозговая организация и строение ЦНС является лишь необходимым условием для возникновения и развития психических свойств и способностей человека. Все психические свойства и процессы человека представляют собой продукт динамического (т. е. развиваются прижизненно) складывания систем мозговых связей, условных рефлексов, т. е. физиологическим субстратом (основой) человеческих психических процессов и свойств являются не врожденные нервные механизмы, а прижизненно формирующиеся функциональные системы. Факторы созревания нервной системы лишь создают определенный уровень возможностей на каждом возрастном этапе и диктуют последовательность формирование этих этапов в онтогенезе, например: предметное мышление → наглядно-образное мышление → логическое → абстрактное.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
77 Kb
Скачали:
0