Л.С.Выготский об аномалиях развития, страница 4

– астеническое тело, худые, признаки рахита, физически отстают от сверстников, как в весе, так и в росте, прозрачная кожа, под которой видна венозная сетка, плохой аппетит, серьезные проблемы в носоглотке (аденоиды), прерывистый плохой сон;

– нервная система слабая. Они бледные, уставшие – кислородное голодание, часто кружится голова, головные боли, звон в ушах;

–  повышенная утомленность, снижение работоспособности, страдает память, мышление, речь.

Психологические особенности:

– медленно приобретает навыки самостоятельного чтения, письма, счета, с трудом воспроизводят как плоские изображения, так и координаты окружающего мира, т. е. неполный фрагментарный характер знаний;

– слабая познавательная активность, хотя игра может повышать познавательную деятельность. Они с трудом запоминают стихи, правила, часто решают новые задачи старым способом;

–  повышенная привязанность и ревность к матери в школьном возрасте.

II. Дети с недоразвитой познавательной деятельностью. Дети с психопатологией поведения.

Беспокойство сочетается с повышенной эмоциональной возбудимостью, спонтанно ребенок конфликтен, склонен к проделкам. Они неадекватны в состоянии эмоционального возбуждения, отсутствует самоконтроль и самокритика (I тип – легко входят и выходят из состояния аффекта, II – тяжело выходят).

У детей этого типа может быть может быть состояние беспричинной эйфории, озлобленности, расторможенности, что снижает их интеллектуальный потенциал. При негативной социальной ситуации развития они склонны к бродяжничеству и ассоциативному поведению (воровство). У них отсутствует чувство стыда, совести. Рано проявляется сексуальность. Легко попадают под влияние подростков. Из-за злобности, друзей не имеют. Скудность развития когнитивной сферы (знания поверхностны, отсутствуют познавательные интересы) не чувствуют дистанцию между детьми и взрослыми.

Дети тормозного типа:

– у этих детей нет мотива деятельности, т. е. они стремятся избежать неудачи, нарушается весь процесс деятельности. У них колебания работоспособности, которые зависят не только от процесса истощения, но и от самой деятельности и их интересов;

– часто находятся либо в подавленном, либо в сниженном настроении, либо в эмоциональном возбуждении;

– из-за неудач в школе прогуливают уроки, уходят со школы домой, часто остаются на второй год. Причем, при повторном обучении улучшений не наблюдается.

III. Дети с недоразвитой познавательной деятельностью, осложненной ? нарушениями. Дети тормозного типа:

– у них наблюдается пониженная активность, отличаются вялостью,?, всегда тихие, хотят остаться незаметными. Выражение лица утомленное. Мимика адекватная, но скучная. Редко улыбаются;

– на переменах не общительны, любят тихие игры. К концу урока наблюдается вялость, безразличие порастает, темп работы падает, порастает количество ошибок. После уроков жалуются на головную боль, отсутствие аппетита, хотят спать;

– не любят играть на улице, им нравится сидеть и играть одним дома;

– долго готовят уроки, жалуются на то, что ничего не запоминают;

–настроение то вялое, безразличное, то сильно понижено до субдепрессии. Часто   капризничают, раздражаются, конфликтуют;

– умственная работа зависит от общего самочувствия;

– познавательная активность снижена практически всегда. Познавательные процессы развиты слабо. Плохо развито логическое мышление, особенно умозаключение. Словарный запас слов ограничен;

– в двигательной активности отсутствует пластичность. Демонстрируют неловкость движений, особенно тонких пальцев;