Проектирование релейной защиты и АПВ линии 500 кВ и автотрансформатора 3X167 МВА на подстанции п/ст Луговая Тюменской энергосистемы, страница 3

Для решения поставленных задач использованы расчетно-аналитические и графические методы, методы логики, математической статистики и др., в том числе разработанные на кафедре электрических станций ТПУ: метод селекции границ интервалов входных и выходных данных (СГИД) для определения полных вероятностных характеристик, гарантированных расчетных значений и порогов (уставок) интересующих процессов  и величин,  метод определения взаимосвязи между процессами и аварийной опасностью, анализа и синтеза средств релейной защиты и автоматики, контролирующих эту опасность.   Реализация названных методов и алгоритмов осуществляется через пакеты прикладных программ «ТКЗ-3000», «Мустанг», «Дакар»  «Mathcad» и др.,  имеющихся в математическом обеспечении кафедры электрических станций.

В результате проделанной работы были получены значения уставок для различных типов защит Р3A и ПА. Была проверена чувствительность отдельных ступеней  соответствующих защит. В некоторых случаях чувствительность оказалась недостаточной и там, где это было возможно, чувствительность была обеспечена соответствующей корректировкой характеристик срабатывания.

1. Выбор расчетной схемы района с точки зрения РЗА заданных объектов.  Формирование схем замещения района

В качестве расчетной схемы Тюменской энергосистемы в исходных данных представлена диспетчерская схема,  которая фактически является схемой электрических соединений для нормального оперативного режима.  Диспетчерская схема обусловливает фактическое или оперативное изображение разъединительной развилки каждого из присоединений распределительных устройств с двумя сборными шинами и одним выключателем на присоединение в виде одиночного соединения с   одной из сборных шин,  выбранной в оперативной практике.  При изображении выбранных элементов расчетной схемы района в курсовом и дипломном проекте их соединение с двумя сборными рабочими шинами подстанций и электростанций с одним выключателем на присоединение следует показывать в виде развилки из отключенных разъединителей как это принято в проектных электрических схемах соединений,  а конкретную оперативную фиксацию указывать точкой на месте оперативного соединения шины с присоединением через включенный разъединитель развилки.

С точки зрения проектирования РЗА целесообразно в качестве расчетной использовать схему электрических соединений всей энергосистемы. Это необходимо для согласования релейных защит (РЗ) по чувствительности и анализа режимов с целью выбора мест установки датчиков,  принципов,  структуры и видов средств противоаварийной автоматики (ПА).  Однако  данный подход обусловливает необходимость  проектирования   РЗА в целом для всей энергосистемы, что совершенно неприемлемо в ресурсах учебного проекта. В связи с этим рекомендуется ограничиться расчетной схемой небольшой части энергосистемы,  состав которой позволяет в основном полноценно спроектировать РЗ заданных объектов.  Эту небольшую часть энергосистемы условно называют районом.  Что касается проектирования ПА,  то выявление района  энергосистемы для этой цели практически невозможно  в учебном проекте.  Главные средства ПА (в частности, устройства  предназначенные для предотвращения нарушения устойчивости - АПНУ)  по своей сути являются не локальными,  а общесистемными. Поэтому проектирование их на базе режимов выделенного ограниченного района практически бессмысленно  и  возможно лишь на базе либо полной энергосистемы,  либо достаточно обширного района,  включающего в состав, по крайней мере, не менее одной электропередачи с парой головных сечений,  т.к. режимы для проектирования ПА - это процессы,  формируемые параметрами  какой-либо электропередачи или всей энергосистемы.