Конструкция фундаментов под главные механизмы. Конструкция кормовой оконечности, страница 7

Толщину листов обшивки стенки рубки выбирают в зависимости от расчетной нагрузки, но не менее 5 мм. Требование к набору палубы и концевыми переборками такие же, как у надстроек. Стойки боковых переборок нижнего яруса рубки по концам крепятся кницами, при установке рамных шпангоутов или поперечных полупереборок на расстоянии до 8 м стойки к палубам допускается приваривать без книц. Концы стоек наружных стенок рубок второго и выше расположенных ярусов могут быть срезаны на «ус» при установке рамных шпангоутов или частичных переборок в плоскости подобных конструкций в плоскости первого яруса рубки.

Боковые стенки длинных рубок соединяют концевыми переборками, расположенными в средней части длины судна, по радиусу до 1,4 м. Бимсы и стойки боковых стенок рубок устанавливают на каждом шпангоуте в плоскости основных шпангоутов. Продольные стенки рубок имеют дополнительные подкрепления в виде полупереборок устанавливаемых в местах межкаютных выгородок или в виде шпангоутов.

Рисунок 1 – Кничное закрепление концов стоек боковых стенок коротких (а) и длинных (б)рубок

1 – боковая стенка; 2 – свес; 3 – настил палубы рубки; 4 – настил палубы надстройки

В рубках делаются многочисленные вырезы для окон и дверей. Углы прямоугольных вырезов скругляют. Вырезы в зависимости от расположения подкрепляются утолщенными вварными листами.

Рисунок 2 – Подкрепление больших вырезов в боковых стенках длинных рубок а – сверху, б – снизу выреза

Наружные стенки и внутренние переборки надстроек и рубок можно изготавливать из гофрированных листов с гофрами трапециевидной или полукруглой формы. Для стен коротких надстроек и рубок предпочтительнее вертикальное, а для из палуб – поперечное расположение гофров; для продольных стенок и палуб длинных надстроек и рубок в средней части длины судна  - горизонтальное (продольное) расположение гофров, а вне средней части  - вертикальное.

Стенки с горизонтальным расположением гофров подкрепляют вертикальными рамными стойками. Аналогично палубы с продольными гофрами подкрепляют рамными бимсами, а с поперечными гофрами – карлингсами и продольными переборками.

Стенки надстроек и рубок из алюминиевых сплавов соединяют со стальной палубой клепкой на  клею. Их крепят к стальному комингсу высотой 200-300 мм, приваренному к палубе.

                                  Надстройки.

Надстройка – это закрытое палубное сооружение, ширина которого равна ширине корпуса судна или отстоит от ближайшего из бортов на расстоянии не более 0,04 ширины корпуса судна. В надстройках располагаются многочисленные помещения.

По длине надстройки могут простираться либо на части, либо по всей длине судна. С корпусом судна надстройки прочно связаны наружной обшивкой, а также внутренними выгородками и переборками.

По концам надстройки ограждены переборками. Передние переборки средней и кормовой надстроек называют носовыми или фронтальными. Они испытывают удары волн в штормовую погоду и поэтому должны быть достаточно прочными. Задние концевые переборки надстроек называют кормовыми. В последние годы наметилась тенденция упрощения внешних очертаний надстроек и рубок с целью рационального использования их объема и повышения технологичности конструкции.

Носовые и кормовые переборки на верхней палубе обычно совмещают с поперечными переборками судна. Если же концевые переборки не совмещены с поперечными переборками, то в местах их опирания палубные балки рамного и основного набора подкрепляют кницами или бракетами в плоскости соответствующих стоек надстройки, кроме того, в твиндеке под концевыми переборками следует предусмотреть полупереборку в ДП или усиленные рамные шпангоуты.

Конструкцию надстройки рассмотрим на примере средней надстройки.

Расстояние между вертикальными стойками концевых переборок не превышает 750 мм. Концы стоек привариваются к палубе. При продольной системе набора верхней палубы расположение стоек концевых переборок совмещают с расположением продольных подпалубных балок. В этом случае нижние концы стоек крепят к палубе с помощью небольших книц. Концы вертикальных стоек кормовой переборки можно к палубе не приваривать, а срезать «на ус» .