Конструкция фундаментов под главные механизмы. Конструкция кормовой оконечности, страница 2

                                   Конструкция ахтерштевней.

Ахтерштевень-это литая или сварная деталь, к которой крепится кормовая кромка листов наружной обшивки. Форма ахтерштевня зависит от числа винтов и схемы подвески руля к корпусу. Самый распространенный ахтерштевень-это литой ахтерштевень одновинтового судна с подвешенным на петлях рулём. Он состоит из старнпоста и рудерпоста.


Рисунок 1 – Литой ахтерштевень одновинтового судна

1 – старнпост; 2 – рудерпост; 3 – пятка; 4 – петли руля; 5 – яблоко старпоста для крепления дейдвудной трубы; 6 - подошва

Старнпост является основной частью ахтерштевня, к которой крепят наружную обшивку. Рудерпост связывает верхнюю ветвь старнпоста с пяткой. К рудерпосту на петлях подвешивают перо руля. Пятка служит опорой для руля и ограждении винта при касании кормой грунта. Пятка ахтерштевня должна иметь подъём от основной линии, чтобы при постановке судна в док можно было избежать её повреждения.

Часть пятки в нос от старнпоста (подошва) служит для крепления ахтерштевня к горизонтальному килю, имеющему в этом районе форму корыта. Ахтерштевень необходимо также крепить к флорам в нижней части корпуса. Для этого на судах длиной более 120м подошву протягивают от старнпоста в нос и крепят её к трём флорам. На судах длиной менее 120м крепят к одному или двум флорам.

В верхней части рудерпост имеет продолжение для присоединения к ранцевому флору кормовой оконечности. На крупных судах на ахтерштевне предусматривают дополнительные крепления к флорам в районе верхней ветви старнпоста.

Ахтерштевень служит для усиления кормовой оконечности и подвески руля, кроме того, он является опорой кормового подшипника гребного вала. С этой целью на середине высоты старнпоста предусматривается утолщение-яблоко с отверстием для крепления подшипника гребного вала.      

Сварные ахтерштевни можно выполнять полностью из листов, изогнутых по обводам кормы, или в сочетании с литыми и коваными деталями. Яблоко старнпоста во всех случаях необходимо изготавливать литым или кованым  и вваривать в ахтерштевень.

Ахтерштевень двухвинтового судна служит только для крепления листов наружной обшивки и подвески руля.

В кормовой оконечности судов ледового плавания предусматривается защитная наделка на уровне грузовой ватерлинии. Наделка служит для зашиты баллера руля от формы кормовой оконечности на уровне грузовой ватерлинии.

Конструктивно наделка является отливкой, выполненной за одно с ахтерштевнем, либо сварной конструкцией, привариваемой к наружной обшивке корпуса.


Рисунок 2 – Ахтерштевень одновинтового судна без рудерпоста

1 – старнпост; 2 – яблоко старнпоста; 3 – рог для крепления к транцевому флору; 4 – замок; 5 – пятка; 6 – подошва; 7 – гельмпортовый прилив; 8 – вертикальное ребро


Рисунок 3 – Ахтерштевень двухвинтового судна

1 – рудерпост; 2 – рулевая петля; 3 – гельмпортовый прилив; 4 – замок соединения частей; 5 – продольное ребро

                             Конструкция кормовой оконечности.

Корма служит носителем винторулевого комплекса и средств управления им. Многие современные транспортные суда имеют энергетическую установку, размещенную в корме. В ряде случаев корма служит местом приёма и снятия груза при горизонтальном способе грузообработки. Корма многих добывающих судов используется для производственных целей. Многообразие функций кормовой оконечности предопределяет большие различия в случаях работы, в форме её обводов, в конструкции.

Рисунок 1 – Набор кормовой оконечности

1 – ахтерштевень; 2 – ахтерпиковая переборка; 3 – высокие флоры; 4 – ледовая наделка

Кроме собственной вибрации кормовая оконечность подвергается вибрации, вызванной работой движительного комплекса. Поэтому в корме часто появляется повреждение конструкций в виде трещин в наружной обшивке и наборе. Для исключения этого конструкция кормовой оконечности должна быть достаточно жесткой.