Особенности антропометрических показателей и физического развития. Количественные значения роста (длина тела) у лиц школьного возраста, страница 9

Примечание: В колонках 2 и 6 представлены показатели школьников России (В.Б.Шварц), 3 и 7 − школьники Украины (Т.Ю. Круцевич [31]), 4 и 8 – школьники основной медицинской группы Беларуси (В.М. Колос [15, 16]), 5 и 9 – школьники Гомельской обл., проживающие на загрязненных территориях в 1-5 Ки/км2

Показатель крепости телосложения (КрТелосл.)

Формулу для оценки показателя крепости телосложения автор разрабатывал для обследования взрослых людей. Сравнительные данные этих показателей в детском и взрослом возрасте представляют определенный интерес для физического воспитания, так как позволяют судить о готовности организма к мышечному развитию на различных половозрастных этапах. Для взрослых лиц Пинье предлагает следующую оценочную таблицу:

< 10 - крепкое;

11 - 20 - хорошее;

21 - 25 - среднее,

26 - 35 - слабое,

36 и > - очень слабое.

Статистические оценки крепости телосложения показаны в таблице 22.

Таблица 22 − Количественные значения крепости телосложения  (КрТелосл, усл.ед)

Возраст в годах

Школьники гор. Минска

ЭГ, 1-5 Ки/км2

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

6

42,6 ± 5,7

44,3 ± 3,8

40,9 ± 6,6

40,3 ± 9,4

7

42,7 ± 6,6

44,6 ± 5,9

41,7 ± 7,1

43,1 ± 8,2

8

41,1 ± 6,8

45,4 ± 5,6

42,8 ± 3,9

46,7 ± 3,2

9

42,7 ± 8,5

47,5 ± 6,9

44,2 ± 5,1

40,3 ± 10,2

10

43,5 ± 6,3

48,3 ± 6,1

35,4 ± 9,5

28,7 ± 14,1

11

40,7 ± 8,0

46,1 ± 6,2

38,6 ± 12,6

38,4 ± 6,6

12

42,5 ± 8,8

40,5 ± 12,2

13

35,1 ± 12,3

37,0 ± 8,7

25,8 ± 11,6

37,1 ± 10,6

14

34,1 ± 10,8

34,1 ± 9,2

25,0 ± 8.6

24,9 ± 8,6

15

29,0 ± 12,7

31,9 ± 8,2

18,0 ± 8,7

27.6 ± 10,7

16

26,8 ± 10,8

30,0 ± 7,0

18,0 ± 9,7

23,2 ± 10,6

Как показано в таблице 22 у мальчиков младшего школьного возраста средние значения КрТелосл заслуживают оценки – очень слабое. Лишь с 13 лет выявляется бурный скачок в этом показателе. КрТелосл достигает среднего уровня развития, а с 15 лет – высокого.  У девочек темпы прироста несколько ниже. К 16 годам показатель находится на среднем уровне. Нельзя не отметить, что у девочек ЭГ достоверно лучше развита мышечная масса относительно минских школьниц в 1-х классах, 4-х, 5-х и с 9-го по 11-е классы. Во 2-х, 3-х и 8-х классах показатели одинаковые.

У мальчиков до 6-го класса между показателями КрТелосл в ЭГ и минскими школьниками достоверных различий не выявлено. Начиная с 8-го класса, школьники ЭГ развиты гораздо лучше минских сверстников.

Между показателями КрТелосл и индексом мышечного развития выявлена почти линейная взаимосвязь (r=0,910), что дает основание воспринимать последний как излишнюю информацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Физическая культура с каждым годом завоевывает все большее признание в деле укрепления здоровья учащейся молодежи. Более четко определяются ее значение и место в современном учебном процессе.

С нашей точки зрения, обязательным условием повышения качества учебного процесса является кольцевая связь в управляемой системе “педагог – ученик – педагог”. Особенно важно ориентироваться на контроль основных показателей, охватывающих как функциональное состояние, так и задатки человека как личности, которые составляют основу учебного процесса.