Особенности антропометрических показателей и физического развития. Количественные значения роста (длина тела) у лиц школьного возраста, страница 10

В отчетном этапе, работы предусмотренные планом, полностью выполнены и соответствуют условиям договора. Изучив более 200 литературных источников по затронутой проблеме, можно с уверенностью констатировать, что данная разработка находится на передовых позициях по сравнению с зарубежными и отечественными исследованиями.

Разработаны методологические основы комплексного контроля на базе количественных значений жизненно важных показателей физического состояния организма школьников. Такой подход позволяет осуществить профилактическое массовое медико-педагогическое обследование населения страны без специальной медицинской подготовки силами лиц, ответственных за методическое обеспечение учебного процесса или оздоровительной физической культуры. Ценность работы заключается в том, что методика оценки физического состояния человека на базе количественных характеристик позволяет перевести на новый, более высокий уровень преподавания физической культуры в  зонах проживания людей со специфическими экологическими условиями среды.

Осуществив массовое обследование школьников, проживающих в зоне загрязнения окружающей среды на уровне 1-5 Ки/км2, мы не обнаружили массовых и явно выраженных отклонений в функциональном состоянии и физическом развитии испытуемых по данным средне статистических показателей. Выявлены нежелательные отклонения по показателям ЧСС у младших школьников и АД на протяжении всех лет школьного образования. Большинство других показателей находится на уровне характерных значений или незначительно варьирует вокруг средних значений, представленных медицинскими экспертами, а так же сравнительных данных, рассмотренных на материале школьников РБ и гор. Минска.

Однако такой подход позволяет получить лишь среднюю характеристику популяции. В действительности проблема значительно сложнее. Свыше 32% школьников находится на уровне критического риска (предрасположенности к серьезным заболеваниям).

В предстоящих исследованиях индивидуальные оценки будут представлены числовыми значениями не стандартами, характерными для определенной группы лиц, а индивидуальными значениями для каждого ученика. С этой целью будут использоваться основные параметры, характеризующие данное конкретное лицо, а именно: пол, рост, масса, возраст, и на их основе рассчитываться индивидуальная для данного лица оценка физического состояния (норма). Такой подход позволяет выявить индивидуальные отклонения по всем показателям от характерных величин и представить их в баллах или процентах относительно лиц данного возраста и пола.

Ценность предлагаемой методологии заключается в том, что практикам предлагаются формулы, позволяющие выявит не только характерные значения для группы лиц, а рассчитать ряд должных величин. Например, должное СД и ДД, ЖЕЛ, массу тела,

Другой пример, АПСК у мальчиков 1-го класса варьирует от минимального до максимального значения в пределах 0,94 – 3,0 усл. ед. при сигмальном отклонении 0,44. Числовые значения до 1,5 усл. ед. соответствуют гипотоническим признакам, требующим медицинского вмешательства. Такой подход позволяет избежать риска отрицательных последствий от предлагаемых физических нагрузок. Используя фактические данные на каждого ученика, мы можем выбрать оптимальные нагрузки с учетом выявленных колебаний функциональных показателей и физического развития.

Руководствуясь данными Р.М. Баевского [11,22] можно ориентироваться в выборе интенсивности нагрузки: при АПСК 3,10-3,49 усл. ед. допустимы только оздоровительные нагрузки с ЧСС 110-120 уд/мин: 2,61-3,03 – адаптационные  при ЧСС 130-140 уд/мин: меньше 2,6 и до 1,5 – допустимы тренирующие нагрузки с ЧСС до 160 уд/мин.