Особенности антропометрических показателей и физического развития. Количественные значения роста (длина тела) у лиц школьного возраста, страница 11

В настоящее время нами [15,16] изучено влияние физических нагрузок различной педагогической направленности на физиологические параметры здорового организма. Установлена роль каждого двигательного качества и доля его участия в регуляции сердечно-сосудистой системы (таблица 23).

Уже было показано, у юношей 11 класса зафиксировано среднее значение СД на уровне 133,96 уд/мин. Если им предложить нагрузку на выносливость, то СД увеличится на 60% от исходного уровня – достигнет 204 мм рт.ст. Многократные подобные нагрузки приводят к срыву адаптационных процессов в организме с вытекающими отсюда последствиями

На основании полученных данных разработана оригинальная методика выбора физических нагрузок оздоровительной направленности с учетом степени влияния разнонаправленных воздействий на отклоняющиеся от нормы отдельные физиологические показатели.

Таблица 23 – Динамика показателей сердечно-сосудистой системы под  влиянием физических нагрузок (в % от исходного уровня)

Качества

ЧСС

СД

ДД

УО

МОК

ПС

Сила

25

9

-21

41

77

-40

Быстрота

12

3

- 1

6

19

-14

Выносливость

110

61

-13

90

302

-60

Скоростно-силовая нагрузка

43

38

-54

150

256

-66

Гибкость

1

0

-5

8

9

-10

Ловкость

14

0

1

2

12

-11

Общеразвиваю-щие нагрузки

32

15

8

2

35

-17

Игры, эстафеты

69

46

12

37

128

-37

Подобное исследование на экспериментальных группах позволит выявить те отклонения функциональных показателей и физического развития, которые присущи для лиц изучаемого региона.

Руководствуясь медицинской логикой, к оздоровительным физическим нагрузкам можно отнести лишь те нагрузки, которые адекватны функциональному состоянию организма: при повышенной возбудимости какого-либо физиологического показателя следует рекомендовать упражнения, наименее вовлекающие данный орган, систему в работу и, наоборот, при "отставании" показателя от должных величин для лиц данного пола и возраста – "ударные" тренирующие воздействия.

В результате применения изложенной методологии учитель получит возможность иметь информацию об уровне здоровья каждого своего ученика. Самостоятельно может определить степень отклонения изучаемого показателя от должных величин, разработать конспект оптимальной нагрузки для класса и индивидуальной двигательной активности для каждого ученика. Методика позволяет:

- осуществить статистический анализ сердечного ритма, выявить отклонения функционального состояния сердечно-сосудистой системы;

- с учетом отклонений в физическом состоянии, факторов риска срыва адаптационных процессов строго индивидуализировать педагогическую направленность и дозировку физических нагрузок;

- управлять функциональным состоянием организма путем дифференцированного воздействия на отклоняющиеся от нормы показатели и контрастными средствами на показатели, находящиеся на уровне повышенной возбудимости;

- корректировать учебные программы с учетом динамики функционального состояния организма;

- оценивать эффективность средств и методов оздоровительной физкультуры.