Особенности антропометрических показателей и физического развития. Количественные значения роста (длина тела) у лиц школьного возраста, страница 2

На основании полученных данных можно утверждать, что относительно минских школьников испытуемые ЭГ, в большинстве случаем, уступают в росте своим сверстникам, хотя какой-либо закономерности не выявлено. Относительно своих ровесников из российских школ сделать однозначный вывод практически невозможно. Данные приведены одним автором ниже по сравнению с ЭГ, другого автора – выше. В общем, ростовые данные у школьников из ЭГ находятся в пределах допустимых величин для своего возраста.

Масса тела (вес)

Сравнивая показатели массы тела современных школьников ЭГ и школьников России в 1963 г. (В.В. Букалов), 1977 г. (А.В. Чоговадзе,) и 1987 г. (А.Ф. Синяков, В.К. Воронцова) значительных различий не выявлено. Наши данные полностью согласуются с данными, приведенными А.В. Чоговадзе и В.В. Букаловым. Не выявлены достоверные различия между показателями и с белорусскими школьниками (В.Н. Кряж, 1999).

Сравнивая показатели ЭГ с минскими школьниками, выявлено: у лиц мужского пола достоверно меньше масса в 1-х и 8-х классах, у лиц женского пола – во 2-х, 3-х и 11-х классах. Лишь в 4-х классах девочки ЭГ имеют достоверно большую массу относительно своих сверстниц из Минска. В другие возрастные периоды различий в массе тела между минскими школьниками и ЭГ не установлено (таблица 14).

Выявлены существенные различия между массой тела среди лиц ЭГ одной возрастной группы. Например, по данным В.Н.Кряжа [32] у мальчиков в возрасте 7 лет средние значения массы при среднем росте варьируют от 23,0 до 26,3 кг – в среднем 24,7 кг, у девочек при среднем росте 124 см масса – от 22,3 до 25,8 кг – в среднем 24,1 кг.

У 1-классников ЭГ минимальный вес зарегистрирован на уровне 17 кг, а максимальный – 52 кг. У девочек – 17 и 37 кг. В то же время средние значения находятся в пределах нормы: у мальчиков – 23,4±3,5, у девочек – 22,8±4,3 кг. Полученные результаты свидетельствуют о том, что для практики важно иметь информацию о гармоничности этих показателей, насколько масса тела соответствуют росту и окружности грудной клетки (конституции тела). В этом случае мы должны ориентироваться не на средние показатели, а индивидуальные значения для каждого ученика.

Таблица 14 - Количественные значения массы тела (вес) у лиц школьного возраста (кг)

Возраст

Мужской пол

Женский пол

1

2

3

4

5

6

7

8

9

7

24,2±3,0

24,9±4,4

25,8±6,2

23,4±3,5

23.2±2,6

24,7±4,1

24,0±2,8

22,8±4,3

8

26,4±3,4

27,9±4,7

29,1±5,2

28,1±6,7

26,4±3,6

27,5±4,9

27,7±1,5

26,5±3,9

9

27,4±4,2

30,6±5,9

32,6±5,1

31,3±6,8

29,0±4,0

31,0±5,9

30,9±5,1

28,4±5,6

10

32,4±4,8

33,8±5,3

33,8±5,3

32,7±2,7

34,8±4,4

34,3±6,4

32,3±5,1

36,0±6,4

11

36,2±5,9

35,4±6,6

36,7±4,4

37,4±8,4

З6,2±5,6

37,4±7,1

33,3±4,6

34,8±8,7

12

41,5±6,6

41,2±7,4

42,0±6,0

40,1±8,8

41,0±6,8

44,0±7,5

39,4±7,4

39,8±5,8

13

45,0±6,8

45,8±8,3

47,0±7,2

50,4±11,1

47,2±6,6

48,7±9,2

47,6±8,2

46,0±5,8

14

50,8±6.3

51,2±7,3

57,5±9,7

52,2±8,3

51,8±6,6

51,3±7,3

50,9±5,5

52,5±8,1

15

56.6±5,6

59,0±10,1

57,9±8,7

55.4±6,2

54,0±5,3

53,3±7,8

16

60,0±6,0

64,8±8,1 

65,8±5,4

55,4±5,4

57,4±7,2

55,4±7,1

17

64,2±6,0

56,0±5,4