Управляемость автомобиля. Оценочные показатели управляемости. Параметры самовозврата управляемых колес и рулевого колеса в нейтральное положение и предельные величины усилий на рулевом колесе АТС

Страницы работы

15 страниц (Word-файл)

Содержание работы

9. Управляемость автомобиля

Управляемость – свойство автомобиля, определяющее его способность изменять направление движения в соответствии с воздействием водителя на рулевое управление.

Действия водителя, направленные на сохранение или изменение величины и направления скорости движения, а также ориентации продольной оси автомобиля, называются управлением. Для успешного осуществления этой функции автомобиль должен обладать соответствующими свойствами: адекватно реагировать на управляющие воздействия водителя, обеспечивать устойчивое прямолинейное движение и движение на повороте; сохранять нейтральное положение управляемых колес при прямолинейном движении и автоматически возвращаться в него при завершении поворота; исключать колебания управляемых колес.

Свойства управляемости и устойчивости тесно взаимосвязаны. Они зависят от одних и тех же параметров механизмов автомобиля – рулевого управления, подвески, шин, распределения масс между мостами. Параметры, характеризующие свойства устойчивости, определяются без учета управляющих воздействий, а параметры, характеризующие свойства управляемости – с учетом.

Большое количество конструкционных и эксплуатационных факторов, влияющих на управляемость АТС, не позволяет оценить это эксплуатационное свойство одним показателем, пригодным для всех условий работы. Исследование управляемости автомобиля требует, с одной стороны, многочисленных и тщательно организованных экспериментов, а с другой – решения сложных систем нелинейных дифференциальных уравнений.

Для достижения хорошей управляемости конструкция автомобиля должна удовлетворять следующим требованиям:

- качение управляемых колес при повороте без бокового скольжения;

- обеспечение рулевым приводом правильного соотношения углов поворота управляемых колес;

- обеспечение определенного соотношения углов увода передней и задней осей;

- обеспечение стабилизации управляемых колес и предотвращение их произвольных колебаний;

- наличие обратной связи в рулевом управлении.

9.1. Оценочные показатели управляемости

В Правилах ЕЭК ООН № 79 и ГОСТ Р 52302-2004 предусмотрены следующие основные показатели и характеристики управляемости автомобиля и автопоезда:

1) скорость самовозврата рулевого колеса ωαр;

2) остаточное значение угла поворота рулевого колеса αр2;

3) заброс угла поворота рулевого колеса αр3;

4) время стабилизации tст;

5) усилие на рулевом колесе при повороте на месте Рр;

6) усилие на рулевом колесе при движении автомобиля по круговой траектории Рр.д;

7) характеристика траекторной управляемости при установившемся круговом движении К=f(αр);

8) характеристика заброса угловой скорости автомобиля (или прицепа) над ее установившемся значении при входе в поворот ∆ωz=f(jд);

9) характеристика обратного заброса угловой скорости прицепа при входе в поворот ∆ωzп.о=f(jу);

10) характеристика времени 90 %-ной реакции автомобиля (или прицепа) при входе в поворот ∆t90 %=f(jJ);

11) максимальная скорость выполнения маневров «поворот» и «переставка»;

12) характеристики углов и скоростей поворота рулевого колеса при заданной переставке αр, ωр=f(V);

13) средняя скорость корректирующих поворотов рулевого колеса при прямолинейном движении ωр.ср.

Рекомендуемые предельные значения показателей управляемости даны в указанных выше Правилах ЕЭК ООН и ГОСТ. Согласно этим нормативным документам, показатели управляемости определяют экспериментально или посредством математического моделирования.

9.2. Определение показателей управляемости

Испытания АТС по определению показателей управляемости проводятся на горизонтальном участке дороги с твердым покрытием в сухую безветренную погоду при температуре окружающего воздуха от минус 5 до 30 оС.

Скорость самовозврата рулевого колеса ωαр, остаточные значения угла поворота рулевого колеса αр2, заброс угла поворота рулевого колеса αр3 и время стабилизации tст, характеризующие самовозврат управляемых колес и рулевого колеса в нейтральное положение, определяются при равномерном движении АТС по круговой траектории радиусом движения внутреннего управляемого колеса RВ1=50 м со скоростью 50±2 км/ч (категории M1, N1) и 40±2 км/ч (категории M2, M3, N2 и N3). После достижения установившегося движения по круговой траектории освобождают рулевое колесо, и управляемые колеса возвращаются в положение прямолинейного движения.

Скорость самовозврата рулевого колеса ωαр представляет

                              (9.1)

где αр1, αр2 – исходное и остаточное значение угла поворота рулевого колеса.

Заброс угла поворота рулевого колеса αр3 – это максимальный угол поворота рулевого колеса после перехода его через нейтральное положение.

Время стабилизации tст равно интервалу времени от момента освобождения рулевого колеса tо до достижения установившегося (остаточного) значения угла поворота рулевого колеса αр2. Значения параметров ωαр, αр2, αр3 автомобилей разных категорий приведены в таблице 9.1.

Таблица 9.1 – Параметры самовозврата управляемых колес и рулевого колеса в нейтральное положение и предельные величины усилий на рулевом колесе АТС

Похожие материалы

Информация о работе