Управляемость автомобиля. Оценочные показатели управляемости. Параметры самовозврата управляемых колес и рулевого колеса в нейтральное положение и предельные величины усилий на рулевом колесе АТС, страница 3

Рисунок 9.1 – Характеристика траекторной управляемости автомобиля: 1 – нейтральная поворачиваемость; 2 – недостаточная поворачиваемость; 3 – избыточная поворачиваемость

При езде с большими скоростями желательно иметь малую чувствительность к повороту, чтобы незначительный неосторожный поворот рулевого колеса не мог вызвать поворот автомобиля с большой кривизной траектории и этим создать опасную ситуацию. Вместе с тем для маневрирования, которое обычно совершается на малой скорости, целесообразно иметь большую чувствительность, чтобы сократить энергозатраты водителя и обеспечить достаточно большие углы поворота управляемых колес при сравнительно небольших углах поворотах рулевого колеса. Желательно иметь характеристику К=f(αp), представленную на рисунке 9.2 (кривая 2). При  получаем недостаточную поворачиваемость, а при  - избыточную. Такую характеристику может обеспечить рулевой механизм с переменным передаточным числом.

Рисунок 9.2 – Характеристика тракторной управляемости: 1 – нейтральная поворачиваемость; 2 – оптимальная поворачиваемость

Угловую скорость движения автомобиля на повороте определяют как

.                            (9.4)

Характеристика заброса угловой скорости, представляет зависимость . Заброс угловой скорости не должен превышать величин, приведенных в таблице 9.3.

Таблица 9.3 – Предельные величины заброса угловой скорости автомобилей

Категория АТС

Заброс  при j, м/с2

jу=1 м/с2

jу=2 м/с2

jу=4 м/с2

М1

10

30

80

М2, N1

10

20

60

M3, N2, N3

10

10

-

Характеристики , , ,  имеют также нормативные значения показателей, которые оценивают в баллах для каждой категории АТС.

9.3. Маневренность автомобиля

Маневренность – совокупность свойств, характеризующих возможности автомобиля изменять заданным образом свое положение на ограниченной площади в условиях, требующих движения по траекториям большей кривизны с резким изменением направлений, в том числе и задним ходом.

Правилами ЕЭК ООН № 36, 79, 102, 107 установлены следующие показатели маневренности автомобилей:

1) минимальный радиус поворота Rmin;

2) внешний габаритный радиус поворота Rгаб.mах;

3) внутренний габаритный радиус поворота Rгаб.min;

4) поворотная ширина автомобиля по следу колес Вп;

5) габаритная полоса движения Вгаб;

6) удельная сила тяги Рт.уд для совершения поворота;

7) коэффициент использования силы сцепления колес Кφi при повороте;

8) усилие на рулевом колесе Рр при повороте на месте.

Минимальный радиус поворота Rmin – расстояние (м) от мгновенного центра вращения О до оси следа переднего внешнего колеса при максимальных углах поворота управляемых колес (рисунок 9.3)

Rmin=L/sinӨн.max.                                         (9.5)

Радиус поворота (м) заднего внутреннего, по отношению к мгновенному центру вращения, колеса

Rв.min=lш/tgӨвн.max,                              (9.6)

где Өн.max, Өвн.max, - максимальные углы поворота наружного и внутреннего передних управляемых колес; lш≈В – расстояние между осями шкворней правого и левого передних колес, равное примерно колее передних колес.

Связь между углами Өн и Өвн выражается уравнением

ctgӨн-ctgӨвн=lш/L.                             (9.7)

Радиус поворота автомобиля Rп, равный расстоянию от центра О до оси заднего моста и линейная скорость движения на повороте соответственно:

Rп.min=L/tgӨmax;                                  (9.8)

VxaRп,                                            (9.9)

где Өmax=(Өвн.maxн.max)/2 – средний угол поворота управляемых колес, выраженный в градусах; ωа=const – угловая скорость автомобиля на повороте.

Рисунок 9.3 – Определение показателей маневренности автомобиля

Внешний габаритный радиус поворота Rгаб.max – расстояние от центра О до наиболее удаленной точки автомобиля. Внутренний габаритный радиус поворота Rгаб.min – расстояние от центра О до ближайшей точки автомобиля. Значение Rгаб.max и Rгаб.min регламентированы Правилами ЕЭК ООН. Первый из них не должен превышать 12,5 м, а второй – быть не менее 5,3 м.