Технологические основы адаптации тракторов. Государственная программа развития агропромышленного комплекса, страница 9

Сопротивление обработке почвы по следу гусеничных тракторов возрастает на 25, колесных - на 40, тяжелых автомобилей -на 65 % по сравнению с сопротивлением обработке неуплотненных участков поля. Это ведет к перерасходу топлива только при подготовке почвы до 1 млн. т. в год.

Из-за низкой загрузки тракторных двигателей (60-70 %) при выполнении основных сельскохозяйственных операций и малых скоростей рабочего хода, расход топлива на единицу выполненной работы увеличивается на 10-15 %.

В зависимости от состояния почвы буксование изменяется в 4-6 раз при одинаковом сопротивлении ее обработке. Отсутствие объективного контроля за величиной буксования движителей приводит к снижению рабочей скорости за счет потерь на буксование и в результате - перерасходу топлива на единицу выполненной работы. Удельный расход топлива на рыхлых и переувлажненных почвах в 2,0-3,5 раза выше, чем на стерне нормальной влажности.

Обобщение исследований (таблица 1.6) показывает, что сельскохозяйственные тракторы воздействуют на окружающую среду 23 факторами, вызывающими 8 основных видов вредных воздействий, для исключения которых необходимо решение проблем по 30 направлениям.

Таблица 1.6  –  Основные воздействия сельскохозяйственных

тракторов на окружающую среду

Вредные последствия

Факторы воздействия

Проблемы обеспечения экологической безопасности и конкурентоспособности

1

2

3

Уплотнение почвы

Большая масса. Высокое и неравномерное давление движителей на почву. Большое число проходов по полю при возделывании сельскохозяйственных культур

Уменьшение массы до экономически обоснованного уровня. Увеличение площади опорной поверхности и совершенствование движителей. Оптимизация положения центра масс. Обоснование параметров по условиям экологической безопасности. Использование массы агрегатируемых машин в качестве сцепной

Разрушение (распыление) поверхности почвенного слоя

Повышение буксования  движителей из-за отсутствия контроля. Высокие скорости взаимодействия движителя и рабочего органа с почвой. Несовершенство движителей

Повышение тягово-сцепных свойств. Снижение буксования движителей. Применение резинотросовых гусениц. Создание шагающих движителей с дискретным следообразованием

Водная эрозия почвы

Нарушение микрорельефа поверхности полей (развалы, колея, бульдозерный эффект от управляемых колес)

Обеспечение работы с плугами для гладкой вспашки. Совершенствование системы управления, обеспечение суперманевренности

Загрязнение атмосферы продуктами сгорания (токсичными выбросами)

Повышенный расход топлива на единицу производительности (продукции). Низкая загрузка двигателя на полевых и транспортных работах. Несовершенство процесса сгорания топлива в ДВС

Повышение топливной экономичности двигателя и применение альтернативных топлив. Повышение КПД машины. Применение ДПМ. Увеличение загрузки двигателя за счет улучшения разгона агрегата путем уменьшения инерционных сил и моментов. Автоматизация режимов загрузки двигателя.

Повышенный расход энергии в производстве машин

Низкий уровень использования рециклированных материалов. Несовершенство технологических процессов

Применение в конструкции рециклируемых материалов. Совершенствование системы управления

Загрязнение атмосферы и почвы вредными продуктами износа (частиц и летучих компонентов)

Применение узлов трения с материалами, содержащими канцерогенные вещества (асбест и др.). Недостаточная износостойкость шин, фрикционных материалов

Замена в трибосалюсных (предназначенных для рассеивания энергии) механизмах фрикционных материалов экологически безопасными. Применение фрикционных материалов, работающих в масле, механизмов поворота гусеничных машин с гидроприводом

Загрязнение почвы и воды маслами, топливом и токсическими выбросами

Обрыв маслопроводов, течи через соединения и прокладки. Разлив масел, рабочих жидкостей и топлива при техническом обслуживании и заправке

Автоматическая защита от залпового выброса масла при аварийном нарушении герметичности гидропривода. Повышение качества соединений маслопроводов

Шумовое загрязнение атмосферы. Электромагнитные излучения

Недостаточная эффективность системы глушения внешнего шума. Недостаточная шумоизоляция кабины водителя, несовершенство рабочего процесса двигателя

Совершенствование рабочего процесса двигателей. Применение высокоэффективных шумопоглощающих материалов, капсулирование отсека двигателя. Совершенствование конструкции глушителей шума в системе впуска и выпуска двигателя