Технологические основы адаптации тракторов. Государственная программа развития агропромышленного комплекса, страница 10

Изыскание наиболее рациональных и эффективных путей энергосбережения в сельском хозяйстве требует объективной, всесторонней комплексной оценки всех ступеней технологического процесса по сопоставимым показателям, позволяющим надёжно ранжировать их.

Таблица 1.7 –  Структура и оценка энергозатрат при создании и

использовании сельскохозяйственных тракторов общего назначения

 тяговых классов 3-5

Этапы полного жизненного цикла

Удельные затраты энергии

МДж/усл. эт. га

Процент к сумме

Создание и производство

Предпродажная подготовка, хранение, доставка с учетом добавленной стоимости

Использование (энергия израсходованных ГСМ)

Текущий ремонт и техническое обслуживание

Прочие

Всего

71,0

1,4

833,6

13,0

9,1

928,1

7,6

0,2

89,8

1,4

1,0

100,0

Расчеты [7], выполненные на основе методики энергетического анализа технологических процессов в сельском хозяйстве (табл. 1.7) позволяют обоснованно определить наиболее значимые направления энергосбережения. Энергозатраты, отнесенные к условному эталонному гектару, в сфере производства и поставки трактора составляют 7,8 % общих энерговложений за период его работы, а 92,2 % падают на использование. Существенно, что в процессе использования трактора наибольшие энерговложения связаны с расходом горюче-смазочных материалов (89,8 %). Это показывает, что экономии и повышению эффективности использования топлива должно быть уделено особое внимание.

1.2.2.  Взаимодействие ходовой системы тракторов и

рабочих органов агрегатов с почвой

При работе почвообрабатывающих агрегатов почва является опорной поверхностью и одновременно технологическим материалом.

Перемещение агрегатов по поверхности поля связано, как показано выше, с неизбежным отрицательным воздействием на почву, которое в конечном итоге выражается постепенным снижением урожайности возделываемых культур.

Упрощенная количественная оценка воздействия тракторов на почву осуществляется в данный период значениями буксования движителей и уплотнением почвы.

Параметры и режимы работы тракторных агрегатов должны выбираться таким образом, чтобы значения буксования и уплотнения почвы оставались в допустимых границах.

В соответствии со стандартом, основной классификационный параметр отечественных тракторов — номинальное тяговое усилие, развиваемое на стерне нормальной плотности и влажности на суглинистом черноземе, при буксовании движителя не выше предельных значений: 15 % для колесных тракторов 4К4; 17-18 % для колесных тракторов 4К2 и 5 % для гусеничных тракторов [5].

Соблюдение указанных границ допустимого буксования зависит от силы сцепления, образующейся в результате взаимодействия движителей трактора с почвой как с опорной поверхностью.

Оптимальные значения плотности почвы обеспечивают наиболее благоприятные условия для получения дружных всходов, последующего развития культурных растений и конечного высокого урожая, зависят как от её типа, так и от вида возделываемой сельскохозяйственной культуры.

Обобщенные данные по оптимальной плотности основных типов почв [1] приведены в таблице 1.8. При этом указаны также равновесные значения плотности почвы естественного сложения.

Таблица 1.8 – Значения равновесной и оптимальной плотности для основных типов почв