Технологические основы адаптации тракторов. Государственная программа развития агропромышленного комплекса, страница 6

Полезно используемую долю эксплуатационной мощности тракторного дизеля при выполнении определенной операции в составе МТА и конкретных природно-производственных условиях принято характеризовать коэффициентом использования мощности

 за время чистой работы. Каждая из операций при этом отличается нагрузкой двигателя и продолжительностью работы трактора при ее выполнении. В то же время, с точки зрения нагрузки, работа двигателя включает его использование во время рабочего хода при   и на холостом ходу агрегата без выполнения полезной работы при . Следовательно уровень полезного использования эксплуатационной мощности двигателя за технологическое время   будет ниже, чем за время чистой работы, так как определяется произведением

                                                         (1.1)

где Трi и Тх – соответственно время чистой работы и холостых ходов.

Средняя степень использования двигателя по мощности  для всей номенклатуры выполняемых работ  выразится как

                                        (1.2)

По своему физическому смыслу  двигателя сельскохозяйственного трактора всегда меньше единицы. Недоиспользование мощности при выполнении любой операции предопределено множеством взаимосвязанных факторов, важнейшими из которых являются: неравномерность энергопотребления МТА на рабочем ходу, в том числе из-за колебательного характера внешних сопротивлений и динамических нагрузок; резервирование мощности для разгона агрегата, особенно транспортного; невозможность идеального комплектования МТА и использование их на пониженных скоростях; ограничение тягово-сцепных свойств движителя; недостаточная квалификация механизаторских кадров и отсутствие контрольных приборов.

Обобщение и систематизация наиболее значимых факторов, определяющих степень использования мощности тракторного двигателя с коэффициентом приспособляемости по моменту , позволили установить [5] объективно-существующий максимально-возможный коэффициент использования мощности для каждой из основных сельскохозяйственных операций (табл. 1.4).

Особое низкое значение ξN max на транспортных операциях и работах по снежной мелиорации вызвано реальным диапазоном изменения тяговых сопротивлений (большие изменении макропрофиля и состояния дорог даже в пределах одного маршрута на внутрихозяйственных перевозках), ухудшением сцепных свойств движителя, повышенным сопротивлением движению трактора по снежному покрову и необходимостью резервирования мощности на разгон агрегата.

Таблица 1.4 - Предельная степень использования мощности

сельскохозяйственных тракторов

Наименование операции

ξN max

Почвообработка

0,95

Посев и посадка

0,90

Уход за посевами

0,90

Уборка с.-х. культур

0,80

Внесение удобрений

0,80

Транспортные работы:

в летний период в зимний период

0,65

0,70

Снежная мелиорация

0,80

Резервами повышения значений ξN max, особенно наиболее низких, являются: применение тракторов тягово-энергетической концепции с новыми типами трансмиссий и двигателями постоянной мощности (ДПМ), а также машин с  активным приводом рабочих органов.

Фактическая степень использования мощности двигателя могла бы равняться предельной, если бы для каждой операции создавался и применялся специальный трактор. Однако такой путь является экономически неприемлемым, поскольку наиболее полная реализация мощности двигателя на одной операции сопровождалась бы в этом случае отказом от его использования на других операциях. Это привело бы к общему снижению годовой занятости трактора и полезно выполняемой им работы, а следовательно потребовало бы увеличения парка тракторов в 3-4 раза по численности и стоимости, или замены их еще более дорогим парком самоходных машин.