Технологические основы адаптации тракторов. Государственная программа развития агропромышленного комплекса, страница 14

Применительно к рабочей (технологической) части агрегатов возможны следующие основные принципы адаптации и адаптеры: изменение ширины захвата агрегата за счет изменения количества машин или рабочих органов на общей раме; оперативное изменение ширины захвата в процессе работы; установка на общей раме различных типов сменяемых рабочих органов; агрегатирование одной и той же рабочей машины с разными по конструкции тракторами; использование в составе одного комбинированного агрегата нескольких рядов разнотипных рабочих органов на общей раме или соответствующих типов присоединяемых рабочих машин для выполнения за один проход до 7-8 операций [8]; замена пассивных рабочих органов активными с приводом через ВОМ; использование шарнирных рам для лучшего копирования рельефа; применение устройств для оперативной настройки рабочих органов на требуемый режим работы, включая автоматизированную настройку; создание рабочих органов с изменяемыми геометрическими формами и др.

Самостоятельные блоки адаптации составляют экологическая адаптация, адаптация в системе человек-машина, а также взаимная приспособленность агрегатов, средств технического, технологического и организационного обслуживаний, являющихся объектами отдельного самостоятельного исследования.

Эффективное применение приведенных методов адаптации тракторных агрегатов к конкретным природно-производственным условиям возможно только на основе глубокой теоретической базы, а также большого объема конструкторских и практических разработок. При этом в качестве основных критериев оптимальности следует использовать показатели ресурсосбережения и высокой производительности, отвечающие требованиям рыночной экономики.

Изложенные выше многочисленные направления адаптации тракторов к природно-производственным условиям различаются по целому ряду характерных признаков, включая их конструкционные особенности, назначение входящих в состав МТА рабочих машин, действующие внешние факторы, принципы адаптации и др. Однако используемые критерии оптимальной адаптации тракторов всех типов к природно-производственным условиям будут одинаковыми.

Таким образом, имеют место характерные признаки сложной многокритериальной системы, и достаточно полное решение соответствующих задач адаптации может быть осуществлено только на основе многоуровневого системного подхода.

В основу разработки комплекса мероприятий по адаптации тракторов к условиям использования следует положить системную оценку влияющих на показатели эффективности факторов, предполагающую рассмотреть их структуру и степень воздействия на работоспособность; определить рациональный диапазон снижения этих воздействий обоснованными методами и техническими средствами с целью обеспечения наивысших показателей работы.

Необходимость многопланового решения проблемы адаптации машин к различным природно-производственным условиям привела к возникновению большого количества математических моделей прогнозирования и оптимизации эксплуатационных параметров тракторов. Модели формирования основных эксплуатационных параметров и режимов агрегатирования построены на основе принципов системного подхода с применением многоуровневой иерархии исследований, при которой описание процессов более высокого уровня определяется обобщением факторизованных переменных нижних уровней. Применение системного подхода позволяет обосновать критерии оптимизации, а также установить структурные составляющие общей системы, определяющей рациональные параметры и скоростные режимы работы тракторов и возможность их реализации в конкретных и обобщенных условиях эксплуатации.

Обобщение и систематизация факторов, определяющих эффективность работы тракторов в составе МТА позволили по природе возникновения и характеру воздействия разделить их на три группы.