Технологические основы адаптации тракторов. Государственная программа развития агропромышленного комплекса, страница 11

Почва

Гранулометрический состав

Плотность, г/см3

Равновесная

Оптимальная для культур

зерновых

пропашных

Дерново-подзолистая

Песчаная связная

Супесчаная

Суглинистая

1,5-1,6

1,36-1,4

1,35-1,5

-

1,2-1,35

1,1-1,3

1,4-1,5

1,1-1,45

1,0-1,2

Дерново-карбонатная

Суглинистая

1,4-1,5

1,1-1,25

1,0-1,2

Дерново-глееватая

Суглинистая

1,4

1,2-1,4

-

Луговая пойменная

Суглинистая

1,15-1,2

-

1,0-1,2

Болотная

Степень разложения торфа 30…40 %

0,17-0,18

-

0,23-0,25

Серая лесная

Тяжёлосуглинистая

1,4

1,15-1,25

1,0-1,2

Чернозём

Суглинистая

1,0-1,3

1,2-1,3

1,0-1,3

Почвообрабатывающие агрегаты должны обеспечивать получение требуемых значений оптимальной плотности почвы.

Степень уплотнения почвы в основном зависит от удельного давления на её поверхность при прохождении трактора по полю. По данным многочисленных исследований [1], определены с учетом влажности следующие значения допустимых давлений для основных типов почв (кПа): 80-120 – черноземы тяжелосуглинистые; 80-140 – суглинистые; 80 – тяжелые глинистые; 155-170 – песчаные.

При этом на вспашке получены следующие удельные давления на почву для основных типов тракторов (кПа): 150 – MT3-80; 140 – ДТ-75М; 169 – Т-150; 183 – Т-150К; 205 – K-701/К744Р1//Р2. Тракторные транспортные агрегаты Т-150К + 1ПТС-9 и К-701 + 1ПТС-9+ +ЗПТС-12 оказывают предельное давление на почву в среднем 407 кПа. Из приведенных результатов следует, что удельное давление современных тракторов на почву в большинстве случаев превышает допустимые границы.

Взаимодействие ходовых систем трактора и рабочей машины с почвой как опорной поверхностью при движении характеризуется коэффициентами сопротивления их качению как составляющих агрегата.

Взаимодействие пассивных рабочих органов почвообрабатывающих агрегатов с почвой характеризуется удельным тяговым сопротивлением соответствующих машин, которое возрастает с увеличением рабочей скорости. Влияние скорости на тяговое сопротивление рабочих машин в соответствии с известной формулой В.П. Горячкина описывается параболической зависимостью.

Усредненные по статистическим данным [1] значение удельного тягового сопротивления К0 для машин, kпл для плугов и коэффициента его относительного прироста ΔК для основных видов работ и типов машин приведены в табл. 1.9, 1.10, 1.11.

Таблица 1.9 – Усреднённые значения удельных тяговых сопротивлений К0 для основных видов работ и типов машин (кроме плугов)