Американско-русский глоссарий по социальной работе, страница 8

Специальность в социальной работе, которая сосредоточивает свое внимание на помощи учащимся в их успешном приспособлении к школе, на координации действий семьи и общины (см. community) и влиянии на них для достижения этой цели. Школьные социальные работники часто призываются помочь учащимся, семьям, учителям и школе в целом в решении таких проблем, как пропуски занятий, социальное отчуждение, чрезмерно агрессивное поведение, недисциплинированность и последствия определенных физических, эмоциональных и экономических проблем.

Þ Социальный педагог

Society

букв. «общество»

Совокупность людей, объединенных общепризнанным набором норм, ценностей, социальных ролей и институтов, которые образуют основу для общинной культуры.

= Общество

Special Class

букв. «специальный класс»

Класс, организованный для детей, которые нуждаются в более специализированном обучении, чем они могут получить в ресурсной комнате (см. resource room).

= Класс компенсирующего обучения

Self-Contained Special Class

букв. «самосдерживающийся специальный класс»

Отдельный класс, в котором учитель специального образования (см. special education) берет на себя основную ответственность за образовательную программу для детей с проблемами обучения.

¾

Special Education

букв. «специальное образование»

Область социальной работы в сфере образования, которая занимается разработкой и реализацией программ, классов и/или школ для детей с особыми потребностями.

Þ Коррекционная педагогика

Special School

букв. «специальная школа»

Дневная школа, организованная в рамках школьной системы для группы детей с особыми потребностями.

= Специальная школа

Speech-Language Pathologist

букв. «специалист по речевым и языковым патологиям»

Специально подготовленный профессиональный специалист, который обеспечивает руководство и управление, диагностику, консультирование и непосредственное обслуживание индивидов, имеющих нарушения коммуникации.

= Логопед

Standardized and Normed Achievement Tests

букв. «тесты стандартизованных и нормализованных достижений»

Тесты, измеряющие уровень достижений учащегося по сравнению с другими детьми того же возраста или класса.

¾

Target Behaviors

букв. «отдельные проявления поведения как цель, объект»

В технологиях коррекции поведения (см. behavior modification) те особенности поведения, которые мы хотим изменить или усилить.

¾

Task Analysis

букв. «анализ задачи»

Метод, заключающийся в разбивке сложных задач на части, изучении каждого компонента в отдельности, затем изучении их всех вместе; процедура, посредством которой ребенок получает позитивное приращение для каждого этапа или части всей задачи, касающееся того, как она выполнена.

¾

Task Training

букв. «обучение посредством задачи»

Исправляющая стратегия, которая делает особое ударение на последовательности действий и упрощении изучаемой задачи посредством использования анализа задачи (см. task analysis) и обучения одному умению за раз.

¾

Technique

букв. «техника как совокупность приемов»

Основанные на знаниях умения, методы и процедуры, целенаправленно используемые для достижения заданной цели.

= Техника

Time Out

букв. «таймаут»

Физический вывод ребенка из укрепляющей ситуации на определенный период времени, обычно сразу же после нежелательной реакции.

¾

Training

букв. «обучение»

Любая специальная учебная программа или совокупность процедур, предназначенная для того, чтобы получить в качестве конечного результата организм, способный производить определенную ответную реакцию или участвовать в определенной сложной квалифицированной деятельности.

= Обучение

Transition Services

букв. «услуги по переходу»

Программы, которые помогают учащимся с особыми потребностями переходить из школы в мир работы и общинной жизни.

¾

Traumatic Brain Injury

букв. «травматическое повреждение головного мозга»

Внезапное повреждение, которое вызывает разрушение тканей головного мозга, что ведет к изменениям в поведении, состоянии или способности функционировать на том же уровне, что и до повреждения.

= Травма головного мозга

Values

букв. «ценности»

Обычаи, нормы поведения и принципы, которые считаются желательными данной культурой, группой людей или индивидом. Социальные работники как группа для классификации практики социальной работы выделили в Стандартах Национальной ассоциации социальных работников (NASW) следующие 10 ценностей:

1.   Предание первостепенного значения в обществе индивиду.

2.   Уважение конфиденциальности в отношениях с клиентами.

3.   Стремление к социальным переменам.

4.   Готовность сохранять личные чувства и нужды отдельно от профессиональных отношений.

5.   Готовность передавать знания и умения другим.

6.   Уважение и признание индивидуальных и групповых различий.

7.   Стремление развивать способности клиентов для того, чтобы помочь им.

8.   Готовность упорствовать в попытках ради клиентов несмотря на их фрустрацию.

9.   Стремление к социальной справедливости, а также экономическому, физическому и психическому благополучию всех членов общества.

10. Стремление к высокому уровню личного и профессионального поведения.

= Ценности

Zero Reject Principle

букв. «принцип отрицания нулевой точки»

Принцип, согласно которому все дети с ограниченными возможностями должны быть обеспечены свободным и подходящим общедоступным образованием и местные школьные системы не могут решить не обеспечивать необходимые услуги.

¾

ГЛОССАРИЙ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Алкоголизм

Форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности.

Бедность