Социализм и борьба, страница 5

Общественные системы (даже самые безумные) характеризуются наличием сознательности, хотя бы в бесконечно малой мере.

Рассматриваемая здесь иерархическая система, сущность которой в советское время отождествляли с социализмом (сущностью социализма), характеризуется следующим положением:

а) внутренняя энергия системы — результат движения её элементов. Данная внутренняя энергия системы распределяется вновь между элементами. Каждый элемент излучает и поглощает энергию;

б) потоками энергии, поступающими от системы к элементам управляет вышестоящая структура (начальник). Нижестоящие элементы не управляют потоками энергий вышестоящей структуры; конкурентная борьба между нижестоящими элементами за милость начальника и занятие более высоких должностей воспроизводит и укрепляет условие их рабского положения;

в) общая энергия системы распределяется между «этажами» элементов по закону взаимообратной зависимости;

г) в результате единства б) и в) вышестоящая структура может очень быстро привести систему в устойчивое положение в соответствии с единством собственных интересов и логики (миропонимание, понимание стоящих проблем). Человек (разумный элемент) действует не просто в соответствии с объективными законами, а в соответствии с мерой понимания объективных законов. Чем выше разум, тем выше роль необходимости над случайностью в деятельности человека, тем разумнее учитываются случайные явления.

Рассматриваемая бюрократически централизованная система разумна в меру разумности вышестоящего элемента в иерархической лестнице. Его указания — закон для подчинённых элементов, то есть для тех, что от него зависит.

Функциональная деятельность системы зависит от функциональной деятельности её элементов. Но функциональная деятельность элементов системы, в свою очередь, зависит от функциональной деятельность верховного элемента. Таким образом деятельность системы подчинена функциональной деятельности верховного элемента, каким бы последний не был придурком и какими бы гениями не были его подчинённые.

Роль личности (элемента) в иерархической системе определяется единством его разума и уровнем его положения, т.е. мерой соответствия его культуры уровню его чиновничьего положения.

Вышестоящий элемент управляет не только потоками энергии системы, но и перемещением элементов в системе.

Эффективность деятельности верховного элемента по управлению системой, а стало быть эффективность функционирования всей системы определяется мерой информированности о деятельности элементов системы и способности разрешить возникающие неопределённости (приводить системы в равновесие). Эффективность системы и её вышестоящего чиновника прямо пропорциональна предсказуемости поведения подчинённых элементов. Из этого закона об эффективности системы следует правило: все непредсказуемые элементы вытесняются из системы или отправляются на нижние этажи, где они уже не управляют людьми, перестают быть относительными господами и превращаются в абсолютных рабов.

Рассматриваемая система действует уже несколько тысяч лет. Она проявляется в разных странах по разному. Но её сущность везде и всегда одна и та же. Я её попытался приблизительно описать.

Сильная сторона этой системы по сравнению со всеми другими известными системами — её сознательность, поэтому люди издревле её боготворят, предпочитают отдать себя в рабство деспоту (подчиниться условиям рабства), чем по воле стихии проливать кровь соплеменников (вести непримиримую борьбу против условий рабства без теоретического осознания законов преобразования условий рабства в условия свободы). Однако степень сознательности системы определяется тем, что принято обозначать словом «рассудок» в противоположность разуму. Пространство мышления системы замкнуто в целом. Каждое подпространство пространства односторонне замкнуто. Системе свойственен способ мышления, который философы-политики (политологи) называют догматизмом и ревизионизмом.

Слабая сторона — это её необходимое свойство, выражаемое законом убывания сознательности. Любая ошибка, допущенная кем-либо из системы и одобренная верховным элементом системы, рассматривается как разумная, как не ошибка, как закон для всех элементов. Критерием истины является соответствие действия подчинённых указанию верховного. И в силу взаимообусловленности, взаимосвязанности системы ошибка нарастает по экспоненте. В результате система идёт к собственной гибели.

Верховный элемент не может не ошибаться.

Доказательство:

функциональная деятельность верховного элемента по управлению системой зависит от функциональной деятельности его подчинённых. Функциональная деятельность подчинённых организована так, чтобы она была предсказуема. Творчество подчинённых не допускается или допускается в меру его «переваривания» верховным элементом. Чем больше творчески мыслящих подчинённых (а они не могут не существовать; творчество — необходимое условие существования людей), тем труднее разумно управлять их действием в рамках данной системы — абсолютного рабства (а другую систему цивилизация не изобрела). С определённого размера системы ни один верховный, пусть он даже гений, не в состоянии справиться с задачей управления рассматриваемой системы. В силу невозможности решать задачи с учётом творчества и необходимости решать задачи сама задача упрощается путём «абстрагирования» от творчества, путём реального его «запрета», игнорирования.

Итак, верховный правитель, с одной стороны с целью уменьшения вероятности ошибки, неопределённости, максимальной предсказуемости и ясности деятельности системы ограничивает или вовсе «запрещает», игнорирует, не поощряет творчество подчинённых элементов. А с другой стороны, система должна изменяться в соответствии с изменением окружающей среды. Если система «добровольно» и сознательно не хочет изменяться с учётом изменений окружающей среды, то окружающая среда в соответствии с собственным законами уничтожает систему. Уничтожение системы — это уже результат ошибки руководителя. Осталось доказать, что система в соответствии с собственной сущностью «не может» добровольно изменяться.