Раскрывающиеся мосты. Общая характеристика и классификация раскрывающихся мостов. Однокрылые раскрывающиеся мосты с жестким креплением противовеса. Раскрывающиеся мосты с шарнирным креплением (подвешиванием) противовеса, страница 9

1 – главная балка; 2 – ось вращения; 3 – отрицательная опорная часть; 4 – противовес;

5 – пролетное строение, перекрывающее смежный неразводной пролет; 6 –стойка опирания подшипников оси вращения; 7 – качающаяся стойка; 8 – упор; 9 – поперечная балка;

10 – балки крепления противовеса (противовесные балки); 11 – гидроцилиндры гидропривода механизма разводки

Некоторое сокращение объема регулировочных работ и уменьшение количества подшипников можно достигнуть, если выполнить опирание на физические оси вращения не всех, а лишь части главных балок. Нагрузка на них при разводке от главных балок, не имеющих осей вращения, передается с помощью поперечных балок. Такое решение использовано на мосту Александра Невского через реку Неву, построенному в 1960-1965 гг. по проекту ОАО «Трансмост».

Разводной пролет на мосту Александра Невского величиной 50 м в свету перекрыт двухкрылой раскрывающейся конструкцией. Противовесы вынесены в соседние неразводные пролеты и располагаются между главными балками неразводных пролетных строений, перекрывающих смежные пролеты (рис. 3.22, б). Каждое крыло включает четыре главные балки 1, расставленные по схеме 6+15+6 м (рис. 3.22, в). Между средними главными балками поставлены противовесные балки 10, на конце которых жестко закреплен противовес 4. Противовесные балки прикреплены к паре поперечных балок 9. Таком образом, каждое крыло уравновешивается в целом одним противовесным блоком.

В наведенном положении каждая главная балка опирается на качающиеся стойки 7, при этом оси вращения 2, имеющиеся только у средних главных балок, разгружены. В процессе движения крыло опирается на две оси вращения средних главных балок. Нагрузка с крайних главных балок передается на средние и далее на оси вращения через поперечные балки 9, загруженные усилиями от главных балок D1, D2, D3, D4 и противовесных балок Nп.

Опирание на оси вращения не всех, а только части главных балок позволяет уменьшить требуемое количество подшипников и уменьшить число точек регулирования в процессе монтажа и во время эксплуатации.

Оси вращения прикрепляют к стенкам главных балок таким образом, чтобы при монтаже была возможность выверки и регулировки их положения. Это достигается устройством в стенке балки 2 круглого отверстия для пропуска оси 8 с некоторым припуском (рис. 3.23). Непосредственно на ось насаживается трубчатая втулка 9. После регулировки высотного и планового положения ось фиксируется с помощью двух кольцевых диафрагм 4, устанавливаемых с обеих сторон стенки балки и привариваемых к трубчатой втулке и к стенке.

Так как в процессе движения пространственное положение крыла и направление опорной реакции меняются, стенка балки у оси вращения подкрепляется установкой радиальных ребер жесткости.

Рис. 3.23. Крепление оси вращения к главной балке

1 – верхний лист ортотропной плиты; 2 – стенка главной балки; 3 – радиальное ребро жесткости;

4 – кольцевая диафрагма; 5 – корпус подшипника; 6 – крышки; 7 – подшипник; 8 – ось вращения; 9 – трубчатая втулка; 10 – стойка подшипника оси вращения; 11 – нижний пояс главной балки;

12 – опора разводного пролета;

В качестве подшипников оси вращения в раскрывающихся мостах первоначально использовались подшипники скольжения, допускающие значительные нагрузки при сравнительно небольших размерах. Из-за особенностей работы разводных мостов, связанных с продолжительной работой в наведенном положении качественная смазка подшипников была затруднительна, что приводило к достаточно быстрому износу подшипников. Поэтому в настоящее время применяются самоустанавливающиеся роликовые двухрядные подшипники качения, способные воспринимать значительные нагрузки, допускающие небольшие деформации оси вращения.

При использовании подшипников качения проблема их качественной смазки сохраняется. Кроме того, подшипники качения обладают большими размерами и массой, чем подшипники скольжения при одинаковых нагрузочных характеристиках. Появление новых современных типов шаровых подшипников скольжения, не требующих смазки и технического обслуживания в процессе эксплуатации, создало предпосылки для использования их в последних проектировках раскрывающихся мостов.

3.5.4. Опорные части, центрирующие устройства и замки

В однокрылых мостах опорные части на конце крыла устраиваются продольно-подвижными. Тип опорных частей зависит от величины пролета и нагрузки и может быть тангенциальным, секторным или однокатковым. Конструкция этих опорных частей аналогична подвижным опорным частям вертикально-подъемных мостов. Сектор или каток обычно связываются серьгами или тарельчатыми шайбами с верхним балансиром и при наводке они всегда устанавливаются в нормальное положение.

Постоянные опорные части, используемые для разгрузки осей вращения, по характеру работы являются неподвижными опорными частями. Вид опорных частей определяется величиной реакции. При нагрузке до 100 т используются тангенциальные опорные части, при большей – опорные части с цилиндрическим шарниром (рис. 3.24, а).

Рис. 3.24. Опорные части

а –для пролетных строений, работающих в наведенном положении как балки ;

б – для пролетных строений, работающих в наведенном положении как трехшарнирные арки

1 – верхний балансир; 2 – цилиндрический шарнир; 3 – щека; 4 – нижний балансир; 5 – скос верхнего балансира

Верхний балансир в опорных частях должен быть приспособлен для схода (во время разводки) с шарнира 2. Для этого закраины балансира со стороны хвостовой части срезаны и устроены со скосом 5. В результате угол охвата шарнира составляет всего около 80°, вследствие чего диаметр шарнира увеличен против нормального. Шарнир 2 удерживается щеками 3, надетыми на выступающие шейки и привинченными к нижнему балансиру 4.

В системах, замыкающихся в трехшарнирную арку, опорные части должны передавать не только вертикальную опорную реакцию, но и распор. Для этого опорную часть устанавливают под некоторым углом, а нижнему поясу крыла и верхнему балансиру придают специальную форму (рис. 3.24, б).

В плане и по высоте положение опорных частей регулируется прокладками под нижним балансиром и расположенными рядом с нижним балансиром клиньями.