Раскрывающиеся мосты. Общая характеристика и классификация раскрывающихся мостов. Однокрылые раскрывающиеся мосты с жестким креплением противовеса. Раскрывающиеся мосты с шарнирным креплением (подвешиванием) противовеса, страница 2

Другим серьезным недостатком рассмотренной конструкции является необходимость устройства сложного механизма подклинки, способного воспринимать значительные опорные реакции при расположении временной нагрузки на хвостовой части крыла за осью вращения, а также предотвращать возникновение отрицательной опорной реакции при расположении временной нагрузки на основном пролете.

Частично устранить отмеченные недостатки можно, если обеспечить проезд временной нагрузки за осью вращения не по хвостовой части крыла, а по перекрытию противовесного колодца (рис. 3.3, б), которое может быть как элементом опоры разводного пролета, так и выполняться в виде самостоятельной конструкции.

В этом случае временная нагрузка k может заходить за ось вращения Ов лишь на небольшое расстояние, и момент, создаваемый ею относительно оси вращения, существенно уменьшается. На основной длине хвостовой части временная нагрузка движется по перекрытию противовесного колодца. При этом уменьшается положительная опорная реакция, воспринимаемая механизмом подклинки, и несколько уменьшается опорная реакция от временной нагрузки, воспринимаемая осью вращения. Для дополнительного облегчения работы механизма подклинки устанавливается отрицательная опорная часть С, воспринимающая отрицательную реакцию на конце хвостовой части при загружении основного пролета lкр.

Раскрывающиеся мосты с неподвижной осью вращения обладают простотой и ясностью статической работы как в наведенном положении, так и в процессе движения. Вместе с тем, передача на ось и на подшипники оси вращения усилий от временной нагрузки в наведенном положении моста приводит к заметному ухудшению условий их работы.

3.2.2. Мосты с разгруженной осью вращения

В мостах с разгруженной осью вращения разводное пролетное строение в наведенном положении опирается на постоянную положительную опорную часть, при этом нагрузка на ось вращения не передается.

Добиться разгрузки оси вращения можно, поставив на опоре разводного пролета на некотором расстоянии е перед осью вращения Ов постоянную опорную часть D (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Разгрузка оси вращения с помощью механизма подклинки

а – положение пролетного строения в момент посадки на постоянную опорную часть;

б – положение пролетного строение в конце наводки; в – статическая схема работы пролетного строения в наведенном положении

В конце наводки, когда крыло не дошло до своего нормального положения на некоторый угол φ0, равный φ0 ≈ 5...7˚, происходит посадка крыла на опорную часть D (рис. 3.4, а) При этом между элементами крыла и постоянной опорной частью А, а также отрицательной опорной частью С имеются зазоры δА>0 и δС>0 соответственно. В то же время зазоры между осью вращения Ов и ее стойкой и в опорной части D равны нулю: δОв=0 и δD=0.

После этого в работу вводится механизм подклинки В, развивающий усилие SB, направленное снизу вверх, под воздействием которого крыло начинает поворачиваться относительно опорной части D. При этом между осью вращения Ов и стойкой возникает зазор δОв>0, что обеспечивает ее разгрузку (рис. 3.4, б). Величина зазора обычно находится в пределах 5...10 мм. Опорную реакцию начинает воспринимать опорная часть D. В наведенном положении разводное пролетное строение по-прежнему работает как неразрезная балка, однако длины пролетов ее меняются на величину е (рис. 3.4, в).

Для разгрузки оси вращения Ов механизм подклинки В должен преодолеть значительную неуравновешенность, так как крыло при этом поворачивается относительно опорной части D, а не оси вращения Ов. Величина усилия SB, которое должен развить механизм подклинки, составляет (без учета сил сопротивления)

Уменьшить усилие, развиваемое механизмом подклинки, можно за счет уменьшения расстояния е между опорной частью Dи осью вращения Ов. В этом случае, однако, для получения требуемой величины зазора δОв посадку крыла на опорную часть D необходимо производить при увеличенном угле раскрытия φ0, что приводит к возрастанию требуемой величины хода механизма подклинки и его усложнению.

В однокрылых мостах разгрузку оси вращения можно произвести, установив на противоположной опоре разводного пролета ригельное замковое устройство (рис. 3.5).

В конце наводки, когда крыло не дошло до своего нормального положения на угол φ0, за счет вращения зубчатой шестерни 1 выдвигается ригель 2 замка, имеющий скошенный передний конец (рис. 3.5, а). При движении ригель своей скошенной передней частью развивает направленное вниз усилие SР, которое заставляет крыло поворачиваться вокруг опорной части D, разгружая ось вращения ОВ (рис. 3.5, б).

Рис. 3.5. Разгрузка оси вращения с помощью ригельного замкового устройства

а – положение пролетного строения в момент посадки на постоянную опорную часть; б – положение пролетного строение в конце наводки; в – статическая схема работы пролетного строения в наведенном положении

1 – ведущая зубчатая шестерня; 2 – ригель; 3 – направляющие устройства (ролики)

Усилие SР, которое должно быть создано ригелем замка, равно

В такой конструкции, с учетом работы замкового устройства, отпадает надобность в механизме подклинки и в отрицательной опорной части. При этом пролетное строение в наведенном положении работает по статической схеме одноконсольной балки (рис. 3.5, в).

Так как длина крыла lкр значительно больше длины хвостовой части lх, усилие SР, которое должно быть создано замком, меньше усилия SВ, создаваемое механизмом подклинки. Вместе с тем, в этом случае требуется применение нового механизма – замкового устройства, располагаемого на противоположной опоре разводного пролета, что усложняет обслуживание механизмов. Кроме того, к замковому устройству необходимо подвести энергию, а управление замком должно осуществляться с единого пульта управления работой механизмов разводного пролета, что является серьезным недостатков такого способа разгрузки оси вращения.

Общим недостатком обоих рассмотренных способов разгрузки оси вращения является необходимость использования для этого специального механизма – либо мощного механизма подклинки, либо замка.

В настоящее время широко применяется другой способ разгрузки оси вращения, при котором разгрузка происходит на начальной стадии разводки в процессе естественного движения крыла. Добиться этого можно, выполнив опирание крыла на шарнирные качающиеся стойки, расположенные на одной вертикали с осью вращения (рис. 3.6).