Раскрывающиеся мосты. Общая характеристика и классификация раскрывающихся мостов. Однокрылые раскрывающиеся мосты с жестким креплением противовеса. Раскрывающиеся мосты с шарнирным креплением (подвешиванием) противовеса, страница 8

Противовесный колодец может перекрываться независимой конструкцией, представляющей из себя, как правило, металлическую или железобетонную рамную систему, опирающуюся на стенки противовесного колодца (рис. 3.20).

Рис. 3.19. Перекрытие противовесного колодца при стыке проезжей части впереди оси вращения

1 – продольные балки перекрытия; 2 – поперечные балки перекрытия; 3 – плита перекрытия;

4 – плита проезжей части на крыле; 5 – противовес; 6 – противовесный колодец; 7 – ось вращения; 8 – стойки перекрытия; 9 – главная балка крыла

Рис. 3.20. Перекрытие противовесного колодца отдельной рамной конструкцией

1 – пролетное строение смежного неразводного пролета; 2 – стойка рамы перекрытия противовесного колодца; 3 – продольная балка перекрытия; 4 – плита перекрытия;

5 – ось вращения; 6 – противовес; 7 – противовесный колодец; 8 – поперечная балка перекрытия;

9 – стенка между противовесными колодцами

Возможен вынос противовеса в смежный с разводным неразводной пролет и расположение его между главными балками стационарного пролетного строения, перекрывающего смежный пролет (см. рис. 3.1, б). Противовесный колодец в этом случае перекрывается проезжей частью неразводного пролетного строения. Такое решение позволяет значительно уменьшить толщину опоры разводного пролета, ликвидировать противовесный колодец, сделав наклонной заднюю грань опоры разводного пролета. Вместе с тем, это может привести к усложнению конструкцию неразводного пролетного строения.

3.5.3. Оси вращения

При устройстве осей вращения необходимо обеспечить максимально четкое распределение нагрузки между подшипниками, на которые опираются оси вращения, при минимальном расходе металла.

Наиболее простое решение имеет место при двух главных балках (рис. 3.21, а). В этом случае возможно устройство единой физической оси вращения 1 с опиранием подшипников на стойки 3, установленные на боковые стенки противовесного колодца 4. Ось может конструироваться в виде кованого, клепаного или сварного элемента (бруса) круглого или коробчатого поперечного сечения.

В процессе движения пролетного строения ось работает как балка на двух опорах, нагруженная силами D со стороны главных балок крыла.

При увеличении ширины моста при большом расстоянии между главными балками в оси возникают значительные усилия, деформации оси и главных балок пролетного строения в месте крепления оси становятся чрезмерными, условия работы подшипников существенно ухудшаются. Для устранения  этого недостатка устраивают сквозную ось вращения, устанавливая в ее плоскости поперечные связи 5, причем сама ось служит верхним поясом решетки связей (рис. 3.21, б). Связи устанавливаются также и в горизонтальной плоскости между осью вращения и противовесом.

Рис. 3.21. Оси вращения в конструкциях с двумя главными балками

а – с единой физической осью вращения; б – с единой физической осью вращения при большом расстоянии между главными балками крыла; в – индивидуальное опирание каждой главной балки на отдельные оси вращения; г – схема установки внутренних стоек подшипников оси вращения;

д – опирание главных балок на оси вращения с использованием вспомогательных продольных

и поперечных балок

1 – ось вращения; 2 – главная балка; 3 – наружная стойка оси вращения; 4 – противовесный колодец; 5 – решетка поперечных связей у оси вращения; 6 – противовес; 7 – вспомогательная поперечная балка; 8 – вспомогательная продольная балка

Значительную экономию материала, упрощение конструкции и уменьшение деформаций всех элементов можно достигнуть, выполнив индивидуальное опирание каждой главной балки на два подшипника с установкой стоек по обеим сторонам стенки балки (рис. 3.21, в). Единая физическая ось в этом случае отсутствует и заменяется устройством парой полуосей у каждой главной балки. Наружные стойки подшипников осей вращения опираются на боковые стенки, а внутренние – на переднюю стенку или дно противовесного колодца, что создает препятствие свободному движению противовеса на последней стадии разводки.

Для обеспечения возможности поворота крыла на максимальный угол можно удлинить хвостовую часть, увеличив расстояние между осью вращения и противовесом, опереть внутренние стойки на консоли, закрепленные в передней стенке противовесного колодца, либо устроить в противовесе пазы, куда могли бы заходить внутренние стойки при повороте крыла (рис. 3.21, г). Недостатком первого из указанных решений является необходимость увеличения толщины опоры разводного пролета и углубления дна противовесного колодца, второго – высокие требования к конструкции консоли, чтобы условия опирания внутренних и наружных подшипников были близкими, третьего – сложность обеспечения проектного положения центра тяжести противовеса и усложнение его конструкции.

Еще одно решение – закрепление оси вращения с помощью вспомогательных балок (рис. 3.21, д). С этой целью между главными балками впереди и позади оси вращения устанавливают пару поперечных балок 7. К поперечным балкам рядом с главными балками прикрепляют пару вспомогательных продольных балок 8. Оси вращения закрепляются в стенках главных и вспомогательных балок. При этом требуются только два подшипника, устанавливаемые на стойках, размещенных на боковых стенках противовесного колодца.

При большом количестве главных балок (четыре и более) создание единой физической оси вращения с опиранием её только на два подшипника, установленных по бокам крайних главных балок, приводит к резкому возрастанию усилий в оси, усложнению ее конструкции и увеличению расхода металла. В многобалочных конструкциях можно выполнить опирание каждой пары главных балок так, как описано выше. Наибольшее распространение получил способ с индивидуальным опиранием каждой главной балки на свои полуоси вращения (рис. 3.22, а), хотя это решение требует для каждой главной балки использование двух подшипников и усложняет регулировочные работы в процессе строительства и во время эксплуатации.

Рис. 3.22. Устройство осей вращения в многобалочных мостах

а – с индивидуальным опиранием главных балок на отдельные оси вращения;

б – с опиранием на оси вращения только отдельных главных балок