Раскрывающиеся мосты. Общая характеристика и классификация раскрывающихся мостов. Однокрылые раскрывающиеся мосты с жестким креплением противовеса. Раскрывающиеся мосты с шарнирным креплением (подвешиванием) противовеса, страница 12

Установка всего привода на противовесе увеличивает длину хвостовой части и может повлечь увеличение толщины опоры разводного пролета. Для уменьшения влияния этого негативного фактора на противовесе можно укрепить только ведущие шестерни, а остальные элементы привода (электродвигатель и редуктор) расположить на опоре, но это потребует установки длинных валов с коническими передачами.

Кремальерная дуга, закрепленная на стенке противовесного колодца, может быть выполнена в виде не зубчатой, а более простой и дешевой цевочной (роликовой) дуги, в которой отдельные зубья заменены роликами 5 (рис. 3.27, г).

Общим недостатком всех типов электромеханических приводов с ведущими зубчатыми шестернями и кремальерными дугами является возможность вращения крыла только вокруг одной оси (оси вращения), что осложняет задачу разгрузки оси вращения, когда на начальном этапе разводки и завершающем этапе наводки поворот крыла осуществляется относительно положительной опорной части. От этого недостатка свободен кривошипно-шатунный привод.

В мостах с кривошипно-шатунным  приводом ведущая шестерня передает крутящий момент на крыло через промежуточное звено – кривошип. Свойства кривошипно-шатунного привода в значительной мере определяются его кинематической схемой. Вместе с тем, общим свойством кривошипно-шатунных механизмов является переменная скорость движения крыла и потребляемой мощности при постоянной угловой скорости ведущей шестерни. Привод может обеспечить автоматическое снижение скорости до нуля в начале и в конце движения. Особенно важно такое снижение в конце наводки при посадке пролетного строения на опорные части, так как это позволяет уменьшить инерционные силы и динамические нагрузки, исключая удары даже в случае отказа тормозов.

Примером кривошипно-шатунного привода может служить привод Биржевого моста через реку Малую Неву в Санкт-Петербурге, разводное пролетное строение которого в наведенном положении работает по схеме трехшарнирной арки (см. рис. 3.15, а). Схема устройства и работы кривошипно-шатунного механизма разводки моста показана на рис. 3.28.

Рис. 3.28. Схема кривошипно-шатунного механизма

1 – ось вращения крыла; 2ось крепления шатуна к хвостовой части крыла;3 – тяга (шатун);

4 – зубчатый сектор (кривошип); 5 – ведущая зубчатая шестерня; 6 – пятовый шарнир;

7 – ось вращения кривошипа

Каждое крыло моста включает четыре полуарки. К хвостовой части крайних полуарок шарнирно прикреплены тяги 3 (шатуны), другим концом также шарнирно присоединенные к зубчатому сектору 2 (кривошипу). При работе привода ведущая шестерня 5, находясь в зацеплении с кривошипом, передает на него крутящий момент. Вращаясь вокруг оси 6, кривошип с помощью тяги заставляет также поворачиваться и крыло.

На начальной стадии разводки крыло поворачивается относительно пятового шарнира 7, при этом происходит перемещение оси вращения 1 по горизонтали и одновременно ликвидация зазора между осью вращения и основанием оси. После перемещения оси по горизонтали на 150 мм указанный зазор ликвидируется и дальнейший поворот крыла происходит уже вокруг оси. Каждая полуарка снабжена отдельной осью вращения и двумя подшипниками.

Для предотвращения неуправляемого скатывания крыльев в сторону разводного пролета предусмотрены стабилизирующие ролики 3, установленные у фасадных полуарок (рис. 3.29).

Рис. 29. Размещение элементов привода в опоре разводного пролета Биржевого моста через реку Малую Неву в Санкт-Петербурге

1 – ось вращения; 2 – упор, ограничивающий перемещение оси вращения по горизонтали;

3 – стабилизирующий ролик; 4 – зубчатый сектор (кривошип); 5 – тяга (шатун);

6 – рабочий мостик; 7 – ведущая зубчатая шестерня; 8 – пятовый шарнир; 9 противовес;

10 – балка подвешивания противовеса; 11 – подшипник оси подвешивания противовеса;

12 – ось подвешивания противовеса; 13 – электродвигатели, редуктор и тормозные устройства механизма разводки; 14 – противовесный колодец

Каждое крыло приводится в движение двумя механизмами, смонтированными с фасадных сторон крайних полуарок. Крыло уравновешивается тремя противовесными блоками, шарнирно подвешенными к хвостовым частям крыльев. 

3.8.3 Электрогидравлический привод (гидропривод)

Гидропривод раскрывающихся мостов включает в себя следующие элементы: насосные установки, исполнительные элементы (гидроцилиндры), гидромагистрали, соединяющие насосные установки с исполнительными элементами и обеспечивающие к последним подачу масла от насосных установок, контрольно-измерительную аппаратуру и аппаратуру управления.

Наибольшее распространение в настоящее время получил гидропривод, развивающий усилие, прикладываемое к крылу и создающее момент, обеспечивающий движение (рис. 3.30).

Рис. 3.30. Схема гидропривода, развивающего усилие, прикладываемое к крылу

1 – продольная балка крепления штока гидроцилиндра к крылу; 2 – ось крепления штока гидроцилиндра к крылу ; 3 – серьга; 4 – поперечная балка; 5 – верхний горизонтальный лист ортотропной плиты; 6 – продольное ребро (стрингер) ортотропной плиты; 7 – контргайка;

8 – ось вращения крыла; 9 – крыло; 10 – шток гидроцилиндра; 11 – стойка оси вращения крыла;

12 – траектория движения оси крепления штока гидроцилиндра при повороте крыла; 13 – штуцер подачи масла в штоковую полость А гидроцилиндра; 14 – поршень; 15 – корпус гидроцилиндра;

16 – штуцер подачи масла в поршневую полость В гидроцилиндра; 17 – подшипник оси крепления гидроцилиндра; 18 – несущая рама крепления гидроцилиндра; 19 – опора разводного пролета;

20 – ось крепления гидроцилиндра

В таком приводе шток 10 гидроцилиндра с помощью серьги 3 крепится к продольным балкам 1 крыла 9, которые в свою очередь прикреплены к поперечным балкам 4. При нагнетании масла через штуцер 13 в штоковую полость А гидроцилиндра поршень 14 опускается, развивая усилие, передаваемое штоком на крыло. Так как при повороте крыла ось 2 крепления штока к крылу движется по окружности, корпус гидроцилиндра крепится шарнирно с использованием подшипников 18 к несущей раме 20, опирающейся на опору 17. Подача масла в поршневую полость В гидроцилиндра при наводке крыла осуществляется через штуцер 16, расположенный в оси 19 крепления гидроцилиндра.