Раскрывающиеся мосты. Общая характеристика и классификация раскрывающихся мостов. Однокрылые раскрывающиеся мосты с жестким креплением противовеса. Раскрывающиеся мосты с шарнирным креплением (подвешиванием) противовеса, страница 10

При опирании крыла на качающиеся стойки верхний балансир прикрепляют к нижнему поясу крыла, а нижний к опоре. Сопрягающемуся с верхним балансиром концу стойки придают очертание, обеспечивающее свободный сход верхнего балансира со стойки при посадке крыла на ось вращения, подобный верхнему балансиру, изображенному на рис. 3.24, а.

Отрицательные опорные части на хвостовом участке крыла устраивают плоского или тангенциального типа. Регулировку высоты опорных частей с целью устранения зазоров при строительстве и в процессе эксплуатации производят с помощью клиновых или набора плоских прокладок.

Центрирующие устройства и замки в однокрылых раскрывающихся мостах устраивают аналогично соответствующим элементам вертикально-подъемных мостов.

3.6. Опоры раскрывающихся мостов

Опоры раскрывающихся мостов, помимо обычных функций мостовых опор, дополнительно должны обеспечить:

- установку механического оборудования, требуемого для приведения пролетного строения в движение;

- устройство противовесных колодцев;

- размещение пультов управления, помещений для обслуживающего персонала, хранения инструментов, инвентаря и оборудования, необходимых для выполнения ремонтных работ;

- удобный доступ к элементам конструкции, а также к механическому оборудованию.

Рис. 3.25. Опора разводного пролета

1 – опорные площадки для установки пролетного строения, перекрывающего смежный неразводной пролет; 2 – разводное пролетное строение; 3 – стойки оси вращения;

4 – положительная опорная часть; 5 – парапетное перильное ограждение на опоре разводного пролета; 6 – перекрытия технологических помещений, размещенных в опоре; 7 – перильное ограждение на крыле разводного пролетного строения; 8 – крышка люка для спуска в опору;

9 – лестница; 10 – монитор; 11 – окно; 12 – пульт управления; 13 – противовесный колодец;

14 – технологические помещения

Толщина bопопор разводного пролета в значительной мере определяется размерами противовесных колодцев, зависящими от длины хвостовой части крыла (рис. 3.25):

,

где а – величина подферменной площадки для размещения опорной части пролетного строения, перекрывающего смежный неразводной пролет;

b – толщина задней стенки, ограждающей противовесный колодец;

с = 10…15 см – зазор, обеспечивающий беспрепятственное опускание противовеса в колодец;

d – размер определяемый размером противовесного колодца;

е – расстояние от стойки оси вращения до положительной опорной части;

f – расстояние от положительной опорной части до передней стенки опоры.

Величины а и f определяются условиями размещения опорных частей, d – размером хвостовой части крыла, е – условиями разгрузки оси вращения. При назначении величины f учитывают необходимость обеспечения прохода обслуживающего персонала вдоль передней стенки опоры.

Существенно сократить толщину bоп опор можно, если противовес (хвостовую часть крыла) разместить за пределами опоры между главными балками стационарного пролетного строения, смежного с разводным (см. рис. 3.1, б), что позволяет отказаться от устройства противовесного колодца.

В отдельных случаях опора может быть осуществлена в виде двух полуопор, в свободное пространство между которыми опускается противовес при разводке моста.

Размер опоры поперек моста Воп определяется шириной пролетного строения, расстоянием между главными балками и размещением механизмов и оборудования. В помещении, где устанавливается пульт управления 13, установлены мониторы 11, показывающие обстановку на мосту и на прилегающих к разводному пролету участках реки. Для визуального наблюдения за движением разводного пролетного строения, положением крыла в разведенном состоянии и проходом судов под мостом служит окно 12. Управление движением крыла осуществляется с пульта управления 13. В настоящее время управление разводкой и наводкой осуществляется в автоматическом режиме с возможностью перехода на ручное управление всеми технологическими операциями.

Если крыло уравновешивается не одним, а несколькими противовесными блоками (при числе главных балок 4 и более), для каждого противовесного блока обычно устраивается свой противовесный колодец, а разделяющую их стенку используют для установки стоек подшипников осей вращения и размещения механизмов (см. рис. 3.22, а).

В теле опоры предусматриваются места для установки элементов механизмов разводки. При использовании электромеханического привода элементы оборудования располагаются непосредственно около разводного пролетного строения. Если применяется гидропривод, у разводного пролетного строения устанавливаются лишь силовые элементы – гидроцилиндры. Остальное оборудование размещается в технологических помещениях 14, оборудованных внутри тела опоры.

3.7. Коромысловые раскрывающиеся мосты

В коромысловых раскрывающихся мостах противовес 1 уравновешивает крыло 5, соединяясь с ним с помощью двухплечного рычага QО1А (коромысла) 2, опирающегося на стойки 4 (рис. 3.26, а) С пролетным строением коромысло соединяется тягой 3.

Рис. 3.26. Коромысловый раскрывающийся мост

а – с ездой поверху; б – с ездой понизу

1 – противовес; 2 – коромысло; 3 – тяга; 4 – стойка; 5 – разводное пролетное строение

Если расстояние между балками коромысла и ширина противовеса меньше, чем расстояние между стойками, поддерживающими коромысло, угол поворота пролетного строения может быть доведен до 90 градусов. При этом высота стоек должна быть больше полной длины хвостовой части, чтобы обеспечить необходимый просвет между противовесом в нижнем его положении и проезжей частью.

Плечо коромысла, связанное с пролетным строением, определяет величину усилия в тяге АВ и нагрузку на оси вращения крыла О и коромысла О1. В небольших мостах длина этого плеча несколько больше половины длины крыла, при этом на оси О от постоянной нагрузки сохраняется положительная опорная реакция. При длине этого плеча меньше половины пролета на оси вращения О от постоянной нагрузки действует отрицательная реакция, изменяющая свой знак при прохождении временной нагрузки. Изменение знака усилия на оси вращения является нежелательным, так как может вызвать повышенный износ оси и возникновение ударной нагрузки на ось.