Рациональное распределение функций при корпоративном управлении в строительной отрасли. Корпоративное управление как фактор конкуренции, страница 6

низма, а в особенности ее управленческой системы, становится одним из существенных факторов успеха.

Осваиваемая сегодня многими исследователями система сбалансированных показателей [2] для адекватной оценки положения корпорации фактически представляет систему объемного видения, причем выраженную в количественной форме. В этом подходе предлагается базировать систему управления не только на финансовых, но в большей мере на нефинансовых показателях деятельности. Являясь по своей сути ориентирами результативности деятельности корпорации, эти показатели воспринимаются как основные причины, следствием достижения которых становится финансовый результат. Данная концепция создает инструмент для опережающих управленческих действий как реакции на систему количественных показателей. В упрощенной форме концепция отражает корпоративные процессы, протекающие в четырех сферах: бизнес-процессы, финансы, маркетинг, персонал. Фактически эта конфигурация, выраженная в количественном виде, представляет собой четырехмерный тензор. Для более детального видения деятельности корпорации и соответствующего реагирования ранг этого тензора может быть увеличен до 10-15 [1]. А это уже настойчиво требует соответствующих методов и инструментов для адекватного восприятия столь объемного видения деятельности и перспектив корпорации и является важным для подходов к стратегическому планированию и выбору способов воплощения этого плана на практике как управленческой системой, так и персоналом корпорации. Именно в данном направлении и предлагается развивать подход который, с одной стороны, предлагает тензорный способ видения в корпорации, а с другой — основан на методе восприятия, переработки, тренировки и запоминания этих образов, использующим свойства искусственных нейронных сетей. Методология этого подхода позволяет проникнуть глубже в понимание вопросов обучения и выработки корпоративных управленческих рефлексов как целостного корпоративного организма.

Здесь надо заметить, что по отдельности данные подходы не являются оригинальными. В многочисленных физических приложениях в области неоднородных сред, например, в теории деформаций или электромагнетизма, давно уже оперируют с многомерными объектами, которые получили название тензоров и которые адекватно описывают многомерные системы. Достаточно успешно развиваются теория искусственных нейронных сетей и ее практические приложения. Методология, основанная

4


на синтезе этих двух направлений, позволяет во многом по иному взглянуть на известные процессы. Так, через примеры саморазвивающихся и успешно конкурирующих объектов можно получить представление о процессах развития управления для сложных экономических объектов, какими являются современные корпорации.

Если попытаться давать краткую характеристику общим условиям конкуренции для корпораций в мировой экономической системе в целом, можно утверждать, что они начинают носить все более субъективный характер. И это объясняется тем, что все объективные факторы конкуренции корпорации имеют возможность задействовать насколько в полной, настолько и в равной мере, и в этом отношении их движение идет на одном уровне. Даже в плане доступности финансового ресурса, как показывает исследование [3], это обстоятельство не является большой проблемой. То, что финансы уже в меньшей мере определяют конкурентные преимущества, свидетельствует о том, что проблематика концепции конкуренции носит гораздо более объемный характер. В [4] утверждается, что на протяжении многих лет крупные корпорации могли успешно конкурировать, пользуясь преимуществом несовершенства, существующего на мировых рынках товаров, рабочей силы, капитала, а так же за счет эксплуатации масштаба и сферы своей деятельности как экономических факторов. Если в прошлом корпорации реализо-вывали факторы экономии по сфере деятельности, принципиально основываясь на использовании материальных активов и эксплуатации бренда, то сегодня новые факторы экономии в большей мере основаны на способностях и умении бизнес-единиц, дочерних компаний, вспомогательных и функциональных подразделений, составляющих корпорацию, успешно сотрудничать друг с другом в рамках самой корпорации. При этом происходит взаимная передача найденных знаний, навыков, умений и на этой базе совместное развитие новых продуктов и услуг. Именно так авторы [4] сформулировали факторы, которые позволят корпорации генерировать в себе новые конкурентные качества. Этот аспект конкурентного преимущества обладает уникальностью потому, что подобное сотрудничество внутри корпорации не происходит автоматически и не возникает просто само по себе. Под этим скрывается чрезвычайно важное представление: принципы сотрудничества внутри корпорации могут стать и могут быть конкурентным преимуществом корпорации только потому, что это внутреннее межструктурное сотрудниче5