Подробное изучение устройства и принципа действия типовой системы регулирования комплектных тиристорных электроприводов типа ЭПУ, БТУ, ЭТУ, ЭТ, страница 4

С помощью переменного сопротивлением R13 обеспечивается компенсация напряжения смещения операционного усилителя DA2 и, как следствие, установка нулевой скорости при нулевом значении сигнала задания  и разблокированном выходе РС.

Включенные встречно-параллельно диоды VD4 и VD5 защищают вход РС от перенапряжения.

RC-цепочки R23-C7 и R22-C6 являются элементами коррекции АЧХ операционного усилителя DA2.

Сопротивление R20 введено для уменьшения изменения выходного напряжения РС под действием временных или температурных колебаний входных токов.

Сопротивление R24 ограничивает величину выходного тока усилителя DA2.

3.1.4. Ограничение тока якоря

В переходных режимах пуска и торможения, когда имеет место скачкообразное изменение напряжения задания скорости, в виду наличия момента инерции двигателя, напряжение обратной связи по скорости в течении некоторого времени будет существенно отличаться от напряжения задания. Следствием этого станет относительно высокое значение входного дифференциального напряжения регулятора скорости, и он окажется в режиме насыщения. Контур стабилизации скорости при этом окажется разомкнутым, и привод перейдет в режим стабилизации тока якоря.

Поскольку  является задающим сигналом для контура тока, то максимальное значение тока якоря  в режиме его стабилизации определяется величиной напряжения насыщения РС. Для регулировки уставки ограничения тока якоря, при работе привода в первой зоне, предусмотрено переменное сопротивление R25, которое изменяет величину напряжения насыщения РС. При этом сопротивление R25 никак не влияет на передаточную функцию РС в линейном режиме его работы.

Ограничение максимально допустимого тока также может выполняться от внешнего устройства через контакт «» разъема блока.

3.1.5. Узел зависимого токоограничения

Узел зависимого токоограничения УЗТ (см. рис.3) осуществляет изменение уставки токоограничения в зависимости от скорости вращения вала двигателя. Это необходимо для улучшения коммутации двигателя в режиме ослабления поля. Принцип действия УЗТ основан на ограничении (по модулю) выходного напряжения регулятора скорости. Узел выполнен на операционных усилителях DA6.1, DA6.2, DA7.1, DA9.1.

Реверсивный сигнал , пропорциональный скорости вращения вала двигателя, через делитель R94*, R95 поступает на вход прецизионного двухполупериодного выпрямителя, выполненного на микросхемах DA9.1, DA6.1. Положительный сигнал с выхода DA6.1 через сопротивление R67* поступает на вход усилителя DA6.2.

Отрицательное напряжение смещения, подаваемое на вход DA6.2 через сопротивление R68 с потенциометра R19, определяет максимальное значение напряжения на выходе УЗТ и максимальную уставку токоограничения при постоянном потоке Ф = const и при полностью введенном сопротивлении R25.

На инвертирующем входе усилителя DA6.2 происходит сложение отрицательного напряжения смещения, поступающего через сопротивление R68 с положительным напряжением, поступающим с выпрямителя через сопротивление R67*. По мере увеличения скорости вращения вала двигателя положительное напряжение на выходе 9 DA6.2 уменьшается, а отрицательное напряжение на выходе 13 DA7.1 увеличивается (уменьшается по модулю).

Поскольку потенциал катода диода VD26 становится меньше, а потенциал анода диода VD27 возрастает, то указанные диоды начнут отпираться при более низких значениях напряжения на выходе регулятора скорости. Например, если потенциал на выходе РС будет иметь положительную полярность и превысит примерно на 0,7В величину потенциала на катоде VD26, последний откроется и напряжение на выходе регулятора скорости будет ограничено напряжением поступающим с выхода 9 DA6.2. При этом диод VD27 останется запертым.

Таким образом, величина сменного сопротивления R67* определяет минимальное напряжение УЗТ при скорости n > nНОМ и Ф = var.

3.1.6. Узел соответствия

Узел соответствия предназначен для выявления соответствия скорости вращения вала двигателя заданному значению. Узел выполнен на операционных усилителях DA5.1, DA5.2 и транзисторе VT18 (рис.4), а также реле К3 платы ПУ1.

На вход усилителя DA5.1 поступают два сигнала: сигнал задания скорости вращения и сигнал обратной связи по скорости.