Подробное изучение устройства и принципа действия типовой системы регулирования комплектных тиристорных электроприводов типа ЭПУ, БТУ, ЭТУ, ЭТ, страница 3

Блок защиты БЗ осуществляет блокировку сигнала на выходе РС, задающего сигнала на входе РС, управляющих импульсов. Блокировка задающего сигнала на входе РС осуществляется транзистором VT3 при превышении скоростью значения . Управление транзистором VT6, включенным на выходе РС, осуществляется в функции скорости и состояния контактов в цепи «Работа». При равенстве нулю скорости двигателя и отключении «Р» происходит закорачивание выхода РС через открытый транзистор VT6.

3.1.2. Задатчик интенсивности

Задающий сигнал с задатчика скорости R1 (рис.1) поступает на вход регулятора скорости РС через задатчик интенсивности ЗИ разгона электропривода. Задатчик интенсивности (рис.2) предназначен для формирования необходимого темпа нарастания сигнала задания скорости и позволяет регулировать длительность разгона и торможения электропривода в пределах 0,5…3 с.

Рис.2. Принципиальная схема задатчика интенсивности

Задатчик интенсивности выполнен на двух операционных усилителях DA1.1 и DA1.2, охваченных общей отрицательной обратной связью (сопротивление R4). При скачкообразном изменении задающего сигнала, поступающего через резистор R1 на прямой вход усилителя DA1.1, последний входит в насыщение. При этом напряжение задания скорости  на выходе 9 усилителя DA1.2, включенного по схеме интегратора, линейно изменяется в соответствии с выражением

,                                                             (1)

где  - напряжение насыщения компаратора DA1.1;

t - время, в течении которого напряжение  достигнет величины напряжения

Как видно из (1) скорость нарастания напряжения  определяется емкостью конденсатора С2 и величиной сменного сопротивления R5*, которое подбирается при наладке.

При равных величинах R1 и R4 коэффициент передачи по напряжению ЗИ равен 1. Следовательно, когда напряжение  на выходе ЗИ достигнет величины напряжения  на его входе, усилитель DA1.1 выйдет из насыщения, обратная связь через сопротивление R4 замкнется и, далее будет поддерживаться равенство

В линейном режиме работы для входных цепей регулятора скорости можно записать

,                               (2)

где  - напряжение на выходе датчика скорости;

 - угловая скорость вращения вала двигателя;

 - коэффициент передачи датчика скорости.

Продифференцировав левые и правые части (1) и (2) и приравняв в полученных выражениях производные сигнала задания скорости  получим

.

Задаваясь величиной необходимого ускорения  при разгоне привода, а также величинами сопротивлений и емкостью конденсатора С2, рассчитывают величину сопротивления R5*.

Ускорение при разгоне и торможении двигателя должно быть выбрано так, чтобы при известном характере зависимости момента нагрузки  от скорости якорный ток , определенный из выражения

, где с - конструктивная постоянная двигателя;

Ф - магнитный поток;

 - суммарный, приведенный к валу двигателя, момент инерции механизма, не превышал допустимого значения.

Вместо задающего сопротивления R1 вход задатчика интенсивности может подключаться к аналоговому выходу системы с ЧПУ.

3.1.3. Регулятор скорости

Пропорционально-интегрирующий регулятор скорости РС (рис.3) выполнен на операционном усилителе DA2. На входе регулятора скорости суммируются сигнал задания скорости , поступающий с задатчика интенсивности через сопротивления R8*, R15*, и сигнал отрицательной



обратной связи по скорости, поступающий с тахогенератора через резисторы R6*, R7, R17.

Уровень сигнала подбирается при наладке привода сменными сопротивлениями R8*, R15*, причем по величине сопротивления целесообразно иметь равными.

При работе регулятора скорости в линейном режиме (не насыщен) напряжение в точке 13 () изменяется в соответствии с выражением

 или

откуда видно, что передаточная функция РС имеет вид

, а величина коэффициента передачи канала обратной связи по скорости определяется как

.

Таким образом, необходимая величина  устанавливается сменным резистором R6* (грубо) и переменным сопротивлением R7 (точно).

Для возможного изменения параметров коррекции регулятора скорости элементы R21*, C8* установлены на лепестках. Вынесение точек «Коррекция РС» и «» на разъем блока дает возможность дистанционного изменения коррекции регулятора скорости.