Определение и функция общения. Виды общения. Стили и структура общения. 8 функций общения. Виды общения, страница 2

- мужской – внимание к содержанию разговора, сосредоточение на критических замечаниях. Постоянное прерывание собеседника.

- женский – внимание к эмоциональной стороне общения, к самому процессу, а не к содержанию, не улавливается суть разговора

Виды слушания :

- неэффективный

-притворное слушание

-эгоистичное – когда собеседник продумывает реплику в ответ

- нейтральное - принятие всей информации за "чистую монету"

- враждебное - цель- несогласие, критика

Эффективное (активное) – поддержание беседы, приемы, чтобы окружающие хотели говорить еще

-пассивное – умение  внимательно молчать, не вмешиваться

Приемы активного слушания:

- уточняющие вопросы

-наводящие вопросы

-побуждение-просьба остановиться на определенном моменте

-отражение чувств говорящего (вас это, наверное, огорчило)

-перефразирование

-резюмирование (подведение итога)

Типичные ошибки слушания: перебивание, поспешные выводы, возражения, непрошенные советы, отсутствие эмоций или слишком эмоциональная реакция, взгляд в сторону, скептицизм в выражении лица партнера, выборочное слушание, реагирование на внешние отклонения.

"Гениальным оратором не может стать каждым, но овладеть искусством слушания может каждый"

Структура коммуникации и ее принципы

Модель коммуникационного процесса Г. Лассуэлла

1 кто передает сообщение – коммуникатор

2 что передается – сообщение

3 как осуществляется передача – канал связи

4 кому направлено сообщение – реципиент (слушатель)

5 с каким эффектом – эффективность

Принципы коммуникации:

-объективная необходимость при решении проблем коммуникационного характера, учета единства рационального и эмоционального в поведении человека

-принцип ситуативности

-стремление к увеличению уровня объективности представлений о партнере по взаимодействию ввиду недостаточности своего мнения и опыта для трактовки и прогнозирования поведения партнера по общению

-гуманизм в построении коммуникации

-ориентация на сотрудничество, взаимную выгоду

-учет развития (возможность изменения поведения)

-системность субъектов  коммуникации ( целостность, уникальность, адаптивность)

-понимание наличия недиагностируемых скрытых факторов поведения (умыслы)

-понимание бесконечности процесса познания

-научность

-опора на закон

Вербальные средства коммуникации

Структура:

Значение и смысл слов, фраз

Речевые и звуковые явления (темп речи, тональность голоса)

Выразительные качества голоса (смех, кашель, щепот)

Виды речи:

-внутренняя речь для себя

-внешняя речь для окружающих (восклицательная, диалог, монолог)

-письменная

Искажение в вербальной коммуникации :

-Лингвистические искажения – связаны с недостаточной отточенностью фразы, чрезмерной усложненностью сообщения.

- Экстралингвистические помехи – обусловлены запасом знаний получателя сообщения

- акустико – произносительные – непонимание произнесённого  

- графические – в письменной речи

Барьеры в вербальной коммуникации:

-логичесике –у партнеров с неодинаковым мышлением.

-стилистические – несоответствие формы представления информации ее содержанию

-семантические (смысловые) – несоответствие лингвистического словаря смысловой информации, различия в речевой культуре.

-фонетические – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция)

Невербальные средства общения

Виды невербальных средств общения

-визуальные ( кинесика – наука о жестах, выражение лица и глаз, поза, осанка, направление взгляда, реакция кожи – покраснения, проксемика- пространственные условия общения, вспомогательные средства общения – сокрытие возраста, средства преобразования природного телосложения – очки)

- акустические ( паралингвистические- громкость голоса, экстралингвистические – смех)

-тактильные (прикосновения, пожатия рук)

-ольфакторные (запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи )человека

Задачи невербального общения

-создание и поддержка психологического контакта

-придание смысловых оттенков словесному тексту

-выражение эмоций, оценок

В процессе коммуникации 60-80% информации осуществляется за счет невербальных средств общения.

Перцептивная сторона общения

Особенности восприятия людьми друг друга