Определение и функция общения. Виды общения. Стили и структура общения. 8 функций общения. Виды общения

Страницы работы

Содержание работы

Деловое общение Лекции

Введение в дисциплину. Основная характеристика общения

1 Определение и функция общения

2 Виды общения

3 Стили и  структура общения

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности

8 функций общения

- контактная –установление контакта

- информационная – обмен и передача информации

- побудительная – побуждение к действию

- перцептивная – адекватное восприятие смысла сообщения ( партнеры понимают друг друга)

- эмотивная – обмен эмоциями

- статусная осознание и фиксация своего места в конкретной социальной ситуации

- преобразовательная – изменение состояния, поведения и намерений

Виды общения

– деловое – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен информацией, деятельностью, опытом

- Специфика – возникает поп поводу и на основе деятельности ( по поводу какой-либо работы). Отличительная черта – общение это не сама цель, а ее достижение

- Межличностное – общение вокруг интересов , психологических проблем, не касающихся деятельности

-целевое- присутствует конкретная цель – общение

- светское – формальная вежливость, приветливость.

-манипулятивное –обман, лесть  

- примитивное – общение только с нужными людьми

- духовное

- ритуальное – бракосочетание

- контакт масок – закрытие своего истинного лица

- формально-ролевое ( водитель и представитель ГАИ)

Стили и структура общения

Стили

- ритуальный

-манипулятивный

- гуманистический

3 стороны общения

- коммуникативная – передача, обмен информацией между участниками.

- интерактивная – взаимодействие общающихся, которое предусматривает не только обмен словами, но и действиями, поступками

- перцептивная – взаимовосприятие общающимися друг друга

Общение – форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимном переживании и взаимопонимании.

Общение сложный, многогранный процесс, который может выступать, и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.

Общение служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека, служит самоопределению личности .

Микросреда : семья, институт, улица, производство

Малая группа: непосредственное  общение

Макросреда: наука, культура, идеология, законы

5 основных функций общения:

- прагматическая – реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности

- формирующая функция – проявляется в процессе развития человека и становлении ег как личности

- функция подтверждения – в ходе общения с людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных глазах.

Функция организации и поддержания межличностных отношений –проявляется в оценивании других людей и установлении определенных эмоциональных отношений

-внутриличностная функция – проявляется в принятии определенных решений, совершении значимых поступков человеком, благодаря диалогу с самим собой.

Виды общения в зависимости от степени проявления отношений:

Социально-ориентированное общение – общественное отношение выражено особенно ярко ( лекция)

- групповое предметно ориентированное общение – вид общения, в котором наиболее четко обозначены отношения, обусловленные совместной  деятельностью ( процесс обучения)

- личностно-ориентированное общение – общение одного человека с другим : деловое общение, общение типа " выяснения отношений".

В зависимости от содержания :

- материальное – обмен предметами

- когнитивное – обмен знаниями

- кондиционно – обмен психическим и психологическим состоянием

- мотивационное – обмен целями, мотивами

- деятельностное – обмен навыками, действиями

Стили и структура общения:

Стили общения

- авторитарный – жесткое управление, всеобъемлющий контроль, выражается в прикладном тоне, резких замечаниях, нетактичных выпадах

- попустительский – самоустранение руководителя, его непоследовательность

- демократический – активное участие, повышенная общительность

- общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью – единство высокого профессионализма и этических установок

- общение-дистанция – использование дистанции в качестве ограничителя

-общение-устранение – использование устранения из-за неумения организовать продуктивное общение

- заигрывание – стремление к завоеванию ложного авторитета

Структура общения: общение делится на коммуникацию( обмен информацией), интеракцию( общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество, конкуренция), социальную перцепцию ( восприятие, понимание)

Коммуникативная сторона общения

Структура коммуникации и ее функции

Модель коммуникационного процесса, принципы

2Вербальные средства коммуникации ( речь, искажение информации, барьеры, умение слушать

3Невербальные средства общения

Умение слушать – плата за внимание, важнейшее условие продуктивного общения

Стили слушания:

Похожие материалы

Информация о работе