Методика акустико-эмиссионного контроля (диагностирования) боковых рам и надрессорных балок тележек модели 18-100, страница 2

ГОСТ 12633-90 Машины ручные пневматические вращательного действия.

Общие технические условия

ГОСТ 25706-83 Лупы. Типы, основные параметры. Общие технические условия

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

РД 32.174-2001 Неразрушающий контроль деталей вагонов. Общие положения

РД 32.149-2000 Феррозондовый метод неразрушающего контроля деталей вагонов

РД 32.150-2000 Вихретоковый метод неразрушающего контроля деталей вагонов


4

РД 32 ЦВ 052-2002 Инструкция по ремонту тележек грузовых вагонов ЦВ-201-98 Инструкция по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов ТУ 32 ЦВ 2501-2000 (Т 1321.00.00.000) Автоматизированный комплекс диагностики боковых рам и надрессорных балок грузовых вагонов

Т 1321.00.00.000 РЭ Автоматизированный комплекс диагностики боковых рам и надрес сорных балок грузовых вагонов. Руководство по эксплуатации.

РД 32 ЦВ 079-2005 Типовое положение о подготовке, повышении квалификации, периодической проверке знаний и сертификации персонала по неразрушающему контролю предприятий вагонного хозяйства


3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

3.1 В настоящей Методике использованы термины с соответствующими определениями (таблица 3.1).

Таблица 3.1 - Термины и их определения (по ГОСТ 2 7655)

Термин

Определение

Акустическая эмиссия (АЭ)

Испускание объектом контроля акустиче­ских волн

Акустическая эмиссия материала

Акустическая эмиссия, вызванная динами­ческой локальной перестройкой структуры материала

Источник АЭ

Область испытаний, в которой происходит преобразование какого либо вида энергии в механическую энергию АЭ

Сигнал акустической эмиссии

Изменяющаяся стохастическая физическая величина, отражающая сообщение об аку­стической эмиссии

Акустический сигнал АЭ

Генерируемое источником АЭ акустическое поле, параметры которого несут информа­цию об источнике и объекте испытаний

Электрический   сигнал   акустической эмиссии

Электрическое напряжение или ток, ото­бражающие сообщение об акустической эмиссии

Импульс АЭ

Сигнал АЭ, значение которого отлично от нуля в интервале времени, в течение кото­рого его значение превышает заданный от­носительный уровень от максимального

АЭ-аппаратура

Устройства, обеспечивающие прием, обра­ботку и регистрацию сигналов АЭ

Преобразователь АЭ

Устройство, в котором механический сигнал АЭ преобразуется в электрический

Имитатор АЭ

Устройство для искусственного возбужде­ния в объекте акустических волн, модели­рующих АЭ

Помеха АЭ

АЭ, вызванная источниками, выявление ко­торых не входит в цели испытаний

Число импульсов АЭ

Число зарегистрированных импульсов АЭ за интервал времени наблюдения

Суммарный счет АЭ

Число зарегистрированных превышений импульсами АЭ установленного уровня дискриминации за интервал времени на­блюдения

Активность АЭ

Число зарегистрированных импульсов АЭ за единицу времени


3.2 В настоящей Методике использованы следующие сокращения:

АЭ - акустическая эмиссия

АЭ контроль (АЭК) - акустико-эмиссионный контроль

НК - неразрушающий контроль

ПАЭ - преобразователь акустической эмиссии

ПУ - предварительный усилитель

РД - руководящий документ

ТИ - технологическая инструкция

ТК - технологическая карта

МК - методика контроля

ДЦВН - датчик давления вертикальной нагрузки

ДЦГН - датчик давления горизонтальной нагрузки

4    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Применение настоящей Методики обеспечивает выявление в боковых рамах и надрес-сорных балках недопустимых поверхностных и внутренних дефектов типа нарушений сплош­ности металла (усталостные и закалочные трещины, поры и др.), которые становятся источни­ками сигналов акустической эмиссии при статическом испытательном нагружении деталей, со­гласно критериям браковки, приведенным в Приложении А.

В соответствии с ПБ 03-593-03 метод АЭ контроля обеспечивает обнаружение и регист­рацию дефектов, развивающихся под действием испытательной нагрузки, как на поверхности, так и внутри объекта контроля.

На акустико-эмиссионный контроль поступают детали, признанные годными по резуль­татам штатных поверхностных методов НК (феррозондовый или вихретоковый), применяемых на ремонтных предприятиях ОАО «РЖД».

Необходимый объем неразрушающего контроля и последовательность его проведения при продлении срока службы литых деталей тележки 18-100 грузовых вагонов приведены на рисунке 4.1.

Применение настоящей Методики обеспечивает погрешность определения координат источников АЭ сигналов в литых деталях тележки: +50 мм.

4.1 Основные положения акустико-эмиссионного контроля

4.1. Целью АЭ контроля является обнаружение и определение координат источников акустической эмиссии, связанных с поверхностными или внутренними дефектами объекта кон­троля.

4.1.2АЭ контроль технического состояния обследуемых объектов проводится только при создании в объекте контроля напряженного состояния (которое превышает рабочее напряжение на 10-20%), инициирующего в материале объекта работу источников АЭ, сигналы от которых принимают установленные на поверхности объекта контроля пьезоэлектрические преобразова­тели.

4.1.3  В качестве первичных преобразователей акустической эмиссии (ПАЭ) используют­
ся пьезоэлектрические датчики. ПАЭ устанавливаются на поверхности объекта контроля и пре­
образуют упругие волны, распространяющиеся в объекте контроля от источников АЭ, в элек
трические сигналы.

4.1.4  По разности времен прихода АЭ сигналов на ПАЭ определяют координаты облас
тей объекта контроля с источниками сигналов акустической эмиссии.

4.1.5  Степень опасности дефекта определяется в результате статистического анализа сиг
налов от одного источника по одному из критериев, изложенных в ПБ 03-593-03   (Критерии
браковки деталей по результатам АЭ контроля, которые являются основой программного обес
печения комплекса диагностики, приведены в Приложении Г).