Краткие конспекты лекционных вопросов по дисциплине "Экономика железнодорожного транспорта", страница 8

Процесс совершенствования труда на научной основе принято называть НОТ. Под НОТ понимается такая организация труда, которая основана на достижениях науки и передовом опыте, внедряемых в производство новых технологиях. НОТ позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в производственном процессе, обеспечивает эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, повышает ПТ, способствует сохранению здоровья человека.

НОТ – это инженерная психология, производственная эстетика, широкое использование достижений в области физиологии, психологии, санитарии и гигиены труда.

32. Контингент работников и рабочее время на железнодорожном транспорте.

Около 23% эксплуатационного контингента составляют руководители, специалисты и служащие, из них 40% заняты в аппарате управления, а 60% - в выполнении производственных процессов.

В целом контингент работников железнодорожного транспорта распределяют по категориям:

1.  Рабочие  - 70%

2.  ИТР  - 23%

- руководители;

- специалисты;

– служащие.

3.  МОТ  - 4%

4.  Ученые  - 3%

Эксплуатационный контингент подразделяется на зависящий и не зависящий от объема перевозок. При текущем планировании доля зависящего контингента принимается 30-40%, что следует учитывать при технико-экономических расчетах.

Время, в течение которого работник участвует в производственном процессе, называется рабочим временем.

Совокупность рабочего времени за какой-либо период называется фондом рабочего времени.

Различают номинальный и реальный фонд рабочего времени:

tн = tколенд - tпразд. - tвых

tр = tн –( tотп. + tгосуд  + tбол + tпрочие );

Отпуск предоставляется через 11 месяцев. Минимальный отпуск установлен 24 рабочих дня.

В РФ для большинства рабочих и служащих установлена 40-часовая рабочая неделя с двумя выходными днями.

Продолжительность рабочего дня при пятидневке в неделю составляет 8 часов (при нормальных условиях труда).

Для рабочих с вредными и тяжелыми условиями установлена сокращенная неделя – 36 часов.

Такая же норма установлена для подростков 16-18 лет, а для 15-16 лет – 24 часа в неделю.

Существуют смены различной продолжительности (8, 12 часов), поэтому для таких работников установлена месячная норма рабочего времени.

Норма рабочего времени в месяц при пятидневной рабочей неделе составит, например, январь    - при нормальных условиях труда 31 – 2 – 9  = 20 раб. дней,

где 31 – число календарных дней в месяц;

      2 – число праздничных дней;

     9 – число субботних и воскресных дней.

20 х 8 = 160 час

Комментарий Министерства труда РФ

В соответствии с разъяснением Минтруда России от 29.12.93 № 5 (п.2) норма рабочего времени на определенные периоды времени исчисляются по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье из следующей продолжительности ежедневной работы (смены):

  1. При  40-часовой рабочей неделе – 8 часов, в предпраздничные дни – 7 часов.
  2. При продолжительности рабочей недели менее 40 часов количество часов, получаемое в результате деления  установленной продолжительности рабочей недели на 5 дней. Накануне праздничных дней в этом случае сокращение рабочего времени не производится (ст. 47 КЗОТ РФ).

Исчисленная в указанном порядке норма рабочего времени распространяется на все режимы труда и отдыха.

При этом следует иметь виде, что при совпадении выходного и праздничного дней, выходной день переносится на следующий рабочий день после праздничного (ст. 65 КЗОТ РФ).

33. Производительность труда на железнодорожном транспорте и методы ее определения.

            Производительность труда – это количество продукции (работ или услуг), производимое работником (или группой)  в единицу времени (час, смену, месяц, год).

            Количество единиц продукции можно измерять в натуральном, денежном выражении и через трудоемкость.

            В связи с этим существует три метода определения производительности (выработки) труда (Пт):

- натуральный, применяемый на предприятиях, которые производят один вид продукции или продукция однородная и измеряемая в кг, м, т, м2, ткм и т.д.;

- стоимостной, применяемый там, где производится разнородная продукция (ведра, стулья, самолеты и т.д.) и ее представляют в денежном выражении;

- нормативный метод – это разновидность натурального, но продукция при этом выражается в нормо-часах, человеко-часах или днях, т.е. через трудоемкость.

            На железнодорожном транспорте все три метода:

- натуральный на перевозках, ремонте подсоса, погрузочно-разгрузочных работах и др.;

- стоимостной на строительстве, капитальном ремонте ОФ, промышленных предприятиях железнодорожного транспорта;

- нормативный на ремонте подвижного состава и др.

            Производительность труда на сети, железных дорогах определяется следующим образом:

            На отделениях железных дорог также, но вместо тарифных  ткм принимаются эксплуатационные (SРlэксп.).

            Производительность труда в линейных предприятиях выражается через их хозрасчетные измерители:

- локомотивное депо – ткм брутто;

- вагонное депо – ваг- км;

-дистанция пути – ткм брутто;

- дистанция сигнализации и связи – кол-во усл. Единиц;

- станции – отправленные пассажиры, переработанные т грузов или отправленные приведенные вагоны;

- дистанция электроснабжения – ткм брутто;

- дистанция погрузочно-разгрузочных работ – переработка грузов в т;

дистанция гражданских сооружений – в тыс. руб.

34. Основные факторы, влияющие на Пт

            Факторы, влияющие на Пт, можно разделить на три группы:

  1. Производственные
  2. Природные
  3. Личные

К первой группе факторов относят

- объем перевозок;

- структура перевозок;

- показатели использования подвижного состава;

- совершенствование организации труда и нормирование;

- стимулирование (материальное и моральное);

- технический прогресс: новая техника, механизация и автоматизация;

- улучшение планирования.

Ко второй группе относят в основном:

- климатические условия;

- рельеф местности.

Третья группа включает в себя: