Краткие конспекты лекционных вопросов по дисциплине "Экономика железнодорожного транспорта", страница 11

2.Расходных ставок.

3.Удельных весов расходов.

4.Коэффициентов влияния.

47. Метод расходных ставок, его сущность и значение.

         Метод основан на связи расходов с определенными измерителями работы. Его сущность – это сумма произведений расходных ставок на величину соответствующего измерителя.

         На основе величин расходных ставок и калькуляционных измерителей определяют зависящие расходы, а чтобы определить полную себестоимость необходимо прибавить независящие расходы.

         Расходная ставка – это себестоимость соответствующего измерителя в части расходов зависящих от объема работы (перевозок).

         Например, расходная ставка на 1 ваг-км (lns) грузовых вагонов определяется:

1.

2.

3.

4.

Обслуживание вагонов на ПТО                        

Проверка правильности крепления грузов      

Обслуживание автономных рефрижераторных вагонов и секций

Обслуживание вагонов со скоропортящимися грузами и живностью (50%)

1

2

3

4

ns

Тогда, 

Схема расчета себестоимости перевозок следующая:

Измеритель

Расходная

ставка, руб.

Формулы расчета измерителей на 1000 mкм

Расходы, руб.

1.

ns

lns

 или 

Ens

2.

nH

lnH

EnH

3.

MSоб

 

4.

MH

lMH

EMH

5.

Mh

lMh

EMh

6.

Plбр.в.л.

                                  

7.

Aэ

Ат

Lэ.т

Еэ.т

8.

MHM

9.

O

lo

Eo

Итого на 1000 mкм

зав.

Это схема расчета себестоимости грузовых перевозок.

При определении себестоимости пассажирских перевозок учитываются – nHдв (вагон-часы в движении – 2а); вместо  О (грузовая отправка) используется измеритель П (отправленные пассажиры), т.е.

         Значение метода состоит в том, что при изменении качественных показателей использования подвижного состава можно всегда определить изменение себестоимости, т.е. расходов.

48. Планирование расходов на топливо и электроэнергию.

         Затраты на топливо и электроэнергию планируют на:

- тягу поездов;

- на прочие нужды.

         Топливо и электроэнергию для тяги поездов рассчитывают по объему работы в mкм брутто (без учета mкм брутто локомотивов) и норме расхода топлива или электроэнергии на измеритель 10000 mкм брутто.

         Перевод натурального топлива в условное осуществляется при помощи коэффициентов, учитывающих калорийность условного топлива (за условное топливо применяют топливо с теплотой горения 1000 ккал/кг).

         Топливо и электроэнергия для прочих нужд планируют на:

- отопление вагонов (ваг-сутки);

- для рефрижераторного подвижного состава (мощность дизель-генератора);

-отопления зданий (1м3);

- работу устройств сигнализации и связи;

- оборудования;

- освещение территорий;

- станционные сигналы;

- ЭВМ и др.

49. Планирование расходов на материалы и прочие затраты.

         Расходы на материалы планируют следующим образом:

1.По установленному объему работы и нормам затрат на единицу соответствующего измерителя объема работы (mкм брутто, лок-км, ваг-км, ваг-сутки и др). Так планируют расходы на текущий ремонт подвижного состава и его обслуживание @ 65%

2.По рассчитанному ранее контингенту работников и нормам затрат на одного работника (спецодежда, спец. мыло, скидка со стоимости форменной одежды, командировочные и суточные, на освещение ручных фонарей и др.) @ 10%

3.По наличию имеющегося оборудования и нормам затрат на единицу (на текущее содержание пути и сооружений, контактной сети, ЛЭП, устройств СЦБ и связи и др) @ 15%;

4.По числу предприятий разных классов и грузов, нормам затрат на каждое из них, общехозяйственные расходы предприятий (отделений и управлений железных дорог) @ 10%.

         Прочие расходы – это расходы, которые затруднительно отнести на другие элементы:

- оплата счетов за работу и услуги другим организациям;

- надбавки за разъездной характер работы;

- почтовые, канцелярские расходы;

- стипендия работникам;

- централизованные расходы: военизированная охрана, издание руковод. материалов, графиков, справочников и др. – распределяются ЦЭУ пропорционально приведенным mкм по дорогам.

А также:

- ремонтный фонд;

- % за краткосрочный БК;

- платежи на страхование имущества предприятия, % от его стоимости (0,15%).

50. Планирование амортизационных отчислений.

         Годовые амортизационные отчисления определяются по нормам (квотам) в % от балансовой стоимости (первоначальной или восстановительной):

 

Таким образом, qp зависит от балансовой стоимости ОФ и срока их службы.

51. Отчисления на социальное страхование и их планирование.

Планируют в размере 26% от ФОТ (или ФЗП).

Отчисления на социальное страхование – это система материального обеспечения работников при наступлении нетрудоспособности, старости и других случаях:

- санаторно-курортное лечение;

- организация отдыха;

- лечебное питание;

- пенсии и др.

52. Основные факторы, влияющие на себестоимость железнодорожных перевозок.

         На себестоимость перевозок оказывают влияние ряда важнейших факторов:

1.Объем перевозок;

2.Структура перевозок (грузовые и пассажирские – удельный вес);

3.Качественные показатели использования подвижного состава;

4.Мероприятия НТП;

5.Использование основных фондов;

6.Экономия материалов и энергоресурсов;

7.Уровень ФБ (фондовооруженности);

8.Другие.

53. Основные пути снижения себестоимости железнодорожных перевозок.

1.Увеличение объемов перевозок;

2.Увеличение доли грузовых перевозок в общем объеме перевозок;

3.Улучшение качественных показателей использования подвижного состава;

4.Мероприятия НТП;