Краткие конспекты лекционных вопросов по дисциплине "Экономика железнодорожного транспорта", страница 3

-  МТО – это объем обеспечения железнодорожного транспорта всеми необходимыми материалами, запчастями, топливом, оборудованием и др.;

-  План по труду и заработной плате по всем видам деятельности (эксплуатация, промышленность, капитальное строительство и ремонт, просвещение, здравоохранение, ОРС и др.;

-  Прибыль и рентабельность, сводный баланс доходов и расходов железных дорог. Платежи в бюджет и получение из него.

7. Методы планирования на железнодорожном транспорте.

            Основными методами планирования являются:

1.  Балансовый, сущность которого заключается в увязке потребностей с имеющимися ресурсами – материалов, топлива, оборудования, рабочей силы и т.д.

Различают при этом балансы:

-  Материальные;

-  Денежные;

-  Трудовые и др.

            Этот метод позволяет предупредить диспропорции в развитии любого направления.

2.   Технико-экономических расчетов,  позволяющий выбрать лучший вариант эксплуатации и развития железнодорожного транспорта;

3.  Экономико-математические методы, используемые при решении многовариантных задач:

-  Составление плана формирования и графика движения поездов;

-  Рационального использования вагонного парка и др.

4.  Основным методом в рыночной экономике является метод прогнозирования, основанный на корреляции, экспортных оценках и др.

8. Характеристика грузовых перевозок. Факторы, влияющие на грузооборот.

            Грузовые перевозки характеризуются количеством перевезенных грузов в тоннах и грузооборотом в тарифных (для железных дорог и сети в целом) и эксплуатационных mкм (для отделений). Эксплуатационные mкм превышают тарифные на 2-3%.

            Грузооборот железных дорог РФ в          составил.

            Основными факторами, влияющими на грузооборот являются:

А) объемы производства промышленной и сельскохозяйственной продукции и их структура;

Б) размещение производительных сил и организации межрайонных связей;

В) специализации и кооперации предприятий;

Г) качества планирования и др.

            В общем, грузооборот зависит от количества перевезенных тонн (åР) и расстояния (l) =(åРl) *

            Грузовые перевозки характеризуются коэффициентом перевозимости, показывающим какая доля производимой продукции предъявляется к перевозкам железнодорожным транспортом. Как правило, он меньше 1, но отдельные грузы имеют > 1:

Кирпич строительный – 0,2,

Нефть – 0,24,

Металл – 0,65,

Уголь – 1,0,

Соль – 1,25,

Сахар – 1,30,

Зерно – 1,80

            Рост коэффициента перевозимости свидетельствует о том, что эти грузы в силу их производства и реализации предъявляются несколько раз к перевозке железнодорожным транспортом (обогащение, переработка, хранение, торговая сеть и т.д.).

            Этот показатель может влиять на планирование перевозок и развитие вагонного парка (имеется ввиду знание его динамики).

* На             года:

-  Погружено грузов, млн.т. (åР)  -

-  Средняя дальность перевозки  (l)   1 т груза, км –

9. Структура перевозок и грузооборота и их значение.

            Структура перевозок – это удельный вес грузовых и пассажирских перевозок в общей перевозочной работе железнодорожного транспорта.

Если åPlпр. =   млрд. mкм, тогда åPlтор. =    млрд. mкм, åАl = млрд. пасс-км

            Структура перевозок в настоящее время оказывает большое влияние на финансовые результаты железных дорог, т.к. пассажирские перевозки – убыточны.

            Удельный вес отдельных родов грузов в общем грузообороте составляет структуру грузовых перевозок:

1.  Каменный уголь и кокс –

2.  Минерально-строительные –

3.  Нефтяные –

4.  Черные металлы –

5.  лесные грузы –

6.  Руда всякая -

7.  Хлебные –

8.  Минеральные удобрения (химические) –

9.  остальные грузы –

По отдельным дорогам структура грузооборота может резко отличаться.

      Динамика структуры перевозок грузов позволяет решать вопросы развития вагонного парка и механизации грузовых работ.

10.  Виды неравномерности грузовых перевозок и меры по ее смягчению.

Грузовые перевозки характеризуются неравномерностью по:

-  Направлениям;

-  во времени.

Направление, по которому следует преобладающий по времени грузопоток, называют грузовым (или груженым), а обратное направление с меньшим потоком –порожним.

Отношение объема перевозок в порожнем направлении к объему в груженом называются коэффициентом  обратности. В среднем по сети он равен 0.6, а на отдельных дорогах  0.3.

Неравномерность по направлениям увеличивает  порожние пробеги подвижного состава, снижает пропускную способность, доходы и прибыль железных дорог. Снижение этой неравномерности может быть достигнуто за счет  строительства предприятий с использованием порожних направлений и скидки тарифов в таких направлениях.

Неравномерность во времени имеет место периодам года (кварталам и месяцам), дням месяца и периодам суток (внутресуточная:1-я половина суток с 18.00 до 6.00 и 2-я - с 6.00 до 18.00, когда осуществляется до 70% суточной погрузки грузов).

Первая (сезонная) по периодам года вызывается сезонностью производства и потребления продукции, сезонностью работы некоторых видов транспорта (речного морского).

Неравномерность во времени характеризуется коэффициентом неравномерности - это отношение объема перевозок  в max месяц  (åPmax.) к среднемесячному за год    (åPср.) и по некоторым видом продукции (грузов) достигает от 1,04 до 2,6.

11.  Показатели плана эксплуатационной работы.

Эксплуатационная работа – это работа железных дорог, связанная с

перевозочной деятельностью:

-грузовая и техническая работа станции;

-организация движения поездов;

-содержание и обслуживание подвижного состава , а также плановая финансовая работа и др. ,  связанное с основной деятельностью.

В узком смысле  - это работа подвижного состава.

Для  характеристики работы подвижного состава применяют объемные (количественные) и качественные показатели.

 Объемные показатели подразделяются на 3 группы: