Краткие конспекты лекционных вопросов по дисциплине "Экономика железнодорожного транспорта", страница 12

5.Повышение эффективности использования ОФ;

6.Экономия трудовых, материальных и энергоресурсов.

54. Расчет расходов, связанных с простоем поезда (поездо-час).

         На применении расходных ставок основан способ расчета себестоимости единицы эксплуатационной работы:

- поездо-км;

- поездо-часа;

- лок-км и лок-часа и др.

         В зависимости от поставленной цели определяют либо полную себестоимость единицы, либо в части зависящих расходов.

         Схема расчета следующая: поездо-час

Измеритель

Расходная ставка, руб.

Расчет измерителя

Расходы, руб.

1.

nH       ваг-час

lnH

2.

MS      лок-км

lMS

3.

MH     лок-час

lMH

4.

Mh      лок-бриг.

lMh

5.

Аэ,т        кВт-час

lэ,т

Итого:

55. Расчет расходов, связанных с пробегом поезда (поездо-км).

Измеритель

Расходная ставка, руб.

Расчет измерителя

Расходы, руб.

1.

nH       ваг-час

lnH

2.

nH

lnH

3.

MS      лок-км

lMS

4.

MH     лок-час

lMH

5.

Mh      лок-бриг.

lMh

6.

Plбр.в   тонно км-брутто

7.

Аэ,т        кВт-час

lэ,т

Итого:

56. Расчет расходов, связанных с пробегом локомотива (лок-км).

Измеритель

Расходная ставка, руб.

Расчет измерителя

Расходы, руб.

1.

MS      лок-км

lMS

2.

MH     лок-час

lMH

3.

Mh      лок-бриг.

lMh

4.

Plбр.в   тонно км-брутто

5.

Аэ,т        кВт-час

lэ,т

Итого:

57. Расчет расходов, связанных с простоем локомотива (лок-час).

Измеритель

Расходная ставка, руб.

Расчет измерителя

Расходы, руб.

1.

MS      лок-км

lMS

2.

MH     лок-час

lMH

3.

Mh      лок-бриг.

lMh

4.

Аэ,т        кВт-час

lэ,т

Итого:

58. Грузовые тарифы и принципы их построения.

         Грузовые тарифы – это часть общей системы оптовых цен и является важной составляющей цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства. Доля этой составляющей в цене продукции достигает 30-50%.

         Тарифы должны покрывать Э и обеспечивать П для развития железнодорожного транспорта.

         Уровень тарифов определяется на основе среднесетевой себестоимости, т.е. С + V, при этом себестоимость рассчитывается по операциям транспортного процесса: движенческой операции – Д и начально-конечной – НК.

         Себестоимость Д операции зависит от расстояния (l), а НК определяется на 1 m , т.к. они не зависят от l.

         Себестоимость 1 mкм: С = Снк + Сдв. , и Тариф = С + DП.

Тарифы на перевозку грузов дифференцированы:

-по расстояниям;

-по родам грузов, в связи с неоднородной загрузкой вагонов;

- по видам отправок: по вагонные, контейнерные и мелкие отправки;

- по скорости перевозок.

Общими тарифами покрываются не все расходы железнодорожного транспорта ,и так за погрузку, выгрузку предоставляемое железной дорогой, взвешивание, подачу вагонов и др.устанавливаются специальные сборы.

Тарифы построены на двухставочной основе по НК и Д операциям, как было установлено, соответственно на 10т и 10ткм:

Тогда:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

l

 

59. Пассажирские тарифа и принципы их построения.

Пассажирские тарифы  представляют собой часть общей системы розничных цен на продукцию личного потребления.

Себестоимость пассажирских перевозок в 2-3 раза выше, чем грузовых.

Действуют следующие виды пассажирских тарифов:

-в дальних сообщениях (прямые и местные);

-в пригородных сообщениях.

При построении тарифов в дальнем сообщении, в основу положен тариф за перевозку  пассажиров в жестком, общем (не плацкартном) вагоне с местами для сидения;  дифференцированы по расстояниям (поясам).

Они также дифференцированы по типам вагонов  и скорости поездов (берется доплата).

 Пригородные тарифы следующие:

-зонные;

-по километровые;

-абонементный;

-общий тариф (без страхового сбора).

60. Организация хозяйственного расчета на железной дороге.

            Сущность хозрасчета состоит в том, чтобы произвести необходимый объем продукции (работы или услуг) в заданном количестве, требуемого качества и в установленный срок при наименьших затратах с большей массой и нормой прибыли. При этом коллективы предприятий и предпринимателей несут экономическую и юридическую ответственность (материальную и моральную) за свое производство.

            Основные принципы и признаки хозрасчета:

  1. Принципы:
  • Самостоятельность;
  • Самоуправление;
  • Самоокупаемость;
  • Самофинансирование.
  1. Признаки: