Грамматика. Основные грамматические сведения и упражнения, страница 2

   Некоторые прилагательные имеют вторую форму м.р. для существительных, начинающихся с гласной или с "h muet":

beau  – bel

fou  –  fol

nouveau – nouvel

vieux – vieil

mou – mol

Например: un vieil homme, un nouvel an, un bel ami.          

Упражнения

1. Переведите словосочетания, затем поставьте их во мн. ч. Не забывайте об артиклях и согласованиях во мн. ч.:

короткий волос; красный глаз; длинная рука; опасная работа; старый господин; полная бутылка; плохая лошадь; свежая капуста; мягкая игрушка; нежный голос.

2. Напишите во множественном числе. Обратите внимание на место прилагательного в словосочетании:

un détail curieux, un vent glacial, un festival musical, un caractère mou, une capitale musicale, un verbe pronominal, un pays natal, un confort moderne, un plan fou, un cahier bleu, un problème faux, un tableau neuf, un enfant paresseux, un résultat final, un geste las; une belle journée, un vieil arbre, un nouvel hôtel, un vieil homme, une vieille femme, un vieux film, un nouveau film, une nouvelle élève, un bel appartement, un beau palais, une belle maison, un petit enfant, une jolie fillette, un gros nez, une grosse somme.

3. Подберите нужную форму прилагательного:

la soeur ... , le frère ... , la maison ... , le pain ... , un ... ami, une ... amie, la ... dame,  le ... monsieur, une voix ... , la saison ... , le mouchoir ... , la vie ... ,

l'opinion ... , une histoire ... , le chemin ... , un ... hôtel, une ... nouvelle.

4. Составьте все возможные сочетания. Согласуйте прилагательное в роде и числе:

la voix

exceptionnel

beau

la nouvelle

actif

sec

l'ami

sot

blanc

l'amie

bas

cadet

la vie

doux

frais

blanc

fou

5. Переведите:

a) Дом белый, стены желтые, деревья высокие – это красивый пейзаж.

b) Это новая подруга Сержа. c) Упражнения очень трудные. d) У меня есть маленькая сестра. e) В семье двое маленьких детей. f)  У него есть младшая сестра. g) Это великий (большой) ученый. h) Цветы красные, голубые, желтые и все красивые. i) Мы любим французские фильмы и французскую литературу. j) Летом (en éfé) трава зеленая, небо голубое, море теплое.

4.3.2. Указательные прилагательные

единственное число

множественное число

м.р.

ж.р.

ce

cet

(для существительных, начинающихся с гласной или "h muet")

cette

ces

ce garçon, cette fille, ces enfants cet hôtel, cet arbre.

Упражнения

   1. В упр. 1, 2 на стр. 62 замените формы артикля на соответствующие указательные прилагательные.

   2. Определите род следующих существительных, исходя из формы указательного прилагательного, там, где это возможно, в противном случае обратитесь к словарю:

cette table – une table

cette université -

ce bateau

cette faculté

cette viande

ces garçons

ce poisson

ce clou

ce café

cette bouteille

ce soir

ce pied

cette bière

cette histoire

ces cheveux

cette image

ce travail

cette école

cet hiver

cet exercice

cet oeil

ce devoir

cet enfant

ce cahier

4.3.3. Притяжательные прилагательные

Упражнения

1. Поставьте нужную форму притяжательного прилагательного, ориентируясь на личное местоимение:

1) J'ai ... soeur; ... frère; ... cousin et ... cousines. 2) Nous mangeons ... bonbons. 3) Ils mangent ... petit-déjeuner. 4) Vous donnez ... livres à ... professeur. 5) Tu aimes ... grands-parents. 6) Il fait ... exercices. 7) Ils font ... exercices. 8) Elle prend ... livre. 9) Ils prennent ... livres. 10) Nous allons à ... école.

   2. Переведите следующие словосочетания:

мои

твои                  книги

его

ее

моя

твоя               тетрадь

его

ее

мой

твой                 класс

его

ее

наша

ваша                задача

их

наши

ваши           картинки

их

мои

твои             учителя

их

3. Переведите:

1) Он любит свою сестру. 2) Она делает свои упражнения. 3) Они любят своих сестер. 4) Они делают свои упражнения. 5) Я беру свои книги.

6) Мы берем свои книги. 7) Вы даете свои мячи этим девочкам. 8) Ты идешь в свою школу. 9) Она ест свое яблоко. 10) Они едят свои яблоки.

4. Подчеркните притяжательные прилагательные. Объясните их употребление. Предложения переведите:

1) Nos professeurs disent "bonjour" à leurs élèves. 2) Vos élèves lisent leurs livres. 3) Notre soeur entre dans ta classe. 4) Ma maman aime ses enfants. 5) Ton père travaille à l'usine de mon père. 6) Leur enfant dit "au-revoir" à son professeur. 7) Le matin je prends mes livres, mes cahiers, mon stylo et ma gomme et je vais à mon école. 8) Dans son livre il y a les images. 9) Votre dessin est très beau. 10) Vos amis sont gentils.

5. Переведите:

1) Наши дети очень милые. 2) В моей книге много картинок. 3) Она говорит своим ученикам "до свидания". 4) Они говорят своим учителям "здравствуйте". 5) Твой отец любит cвою сестру. 6) В нашей школе работают ваши учителя. 7) Их рисунки очень красивые. 8) Ее подруга уезжает. 9) Он берет ее книги, тетради и делает свои упражнения. 10) Я вхожу в их класс.

6. Добавьте все возможные формы притяжательных прилагательных к следующим существительным:

... élève

... livres

... classe

... homme

... genoux

... tableau

... travail

... oiseau

4.3.4. Степени сравнения качественных прилагательных

Сравнительная степень образуется с помощью вспомогательных слов: