Погрешность позиционирования промышленного робота. Первичные ошибки. Погрешности обобщенных координат, страница 7

Сзyz », (17)

при изгибах

Сзxz» ,    Сзxy»   .      (18)

Значение численного коэффициента в двух последних формулах зависит от схемы нагружения балки. Так, при изгибе балки моментом этот коэффициент равен 2, перерезывающей силой - 3. Различные комбинированные варианты дают промежуточные значения.

Итак, пара независимых параметров  RFo  (или а , b) определяет четыре коэффициента жесткости несущей конструкции звена, что снижает размерность задачи оптимизации. Результатом синтеза жесткости с использованием идеализированной конструкции является определение параметров  RFo , значений осевых моментов инерции сечений  Jxo = R2Fo ; Jyo  = Jzo = 0,5 R2Fo , a также коэффициентов жесткости звена.

Реальная конфигурация профиля поперечного сечения может отличаться от рассмотренных. Тогда параметры сечения выбранного профиля могут быть подобраны из условий:

Jx ³ Jxo ; Jy ³ Jyo ; Jz ³ Jzo.        (19)

но удобнее для этой цели пользоваться коэффициентами унификации характеристик конструкции. Под коэффициентом унификации определенной характеристики конструкции понимают отношение  значения этой характеристики для реальной конструкции к значению соответствующей характеристики идеализированной конструкции. Для произвольной балки можно указать три таких коэффициента:

Kx = Jx / Jxo ; Ky = Jy / Jyo ; Kz = Jz / Jzo .(20)

Выражения этих коэффициентов через параметры реальной и идеализированной конструкций для ряда возможных профилей приведены в табл.1.

Профиль сечения балки

Kx

Ky

Kz

F=2pR1h

h<<R

R12/R2

R12/R2

R12/R2

F=ab

a2/6R2

b2/6R2

F=2(a+b)h

h<<b     h<<a

F=(2a+b)h

h<<b     h<<a

F=pR12

0,5 R12/R2

0,5 R12/R2

0,5 R12/R2

При оценке массы и коэффициентов жесткости механической передачи исходим из предположения, что тип редуктора известен. Масса редуктора в первую очередь определяется такими факторами, как коэффициент редукции  i  и максимальный передаваемый момент, приведенный к валу звена:

тp =  f (M, i) .                 (21)

Такого рода зависимость следует получать эмпирическим путем посредством обработки статистических данных для редукторов рассматриваемого типа. При обработке статистических данных можно предположить прямую пропорциональность между массой редуктора и передаваемым моментом, а также прямую зависимость массы от числа ступеней редукции, которое приближенно можно оценить как    k' ln i . Таким образом, представляется удобным аппроксимировать статистические данные зависимостью вида:

тp = k М lп i = kpМ ,        (21а)

где  kp= k ln i  ;   k коэффициент аппроксимации.

Жесткость механической передачи можно в первом приближении считать пропорциональной его массе, то есть полагать

Сp = lpМ .                      (22)

Распределение массы редуктора по звену (звеньям) МС зависит как от компоновочно-кинематической схемы, так и от типа редуктора. Однако, при распределении масс следует руководствоваться наиболее простыми рабочими гипотезами.

Массу двигателя следует также искать в прямой зависимости от максимального нагрузочного момента,что при приведении к валу двигателя дает

mд=kд i M,              (23)

где  kд  определяется для заданного тина двигателя на основе обработки статистических данных, получаемых из справочников. Массы датчиков положения и скорости от величины М  можно считать не зависящими: эти элементы выбираются из кинематических характеристик и соображений не механического плана.

Коэффициент жесткости механической передачи  Cp вносит вклад в ту составляющую жесткости, за которую отвечает кинематическая пара соответствующей степени подвижности: это Cpxx, Cpyy, Cpzz при поступательных парах,  Cpyz  при ротации, Cpxz, Cpxy – при вращательных парах.