Обучение человека и общества. Накопление личного опыта. Нейрон – как элемент системы обучения, страница 9

Мемы–стратегии отражают связь между причиной и следствием. Но они четко действуют только в тех условиях, когда определенное поведение приводит к желаемому результату. Большинство мемов–стратегий, касающихся общения с другими людьми, человек усваивает до пятого года жизни. Однако человек растет, развивается, взрослеет. Одновременно с этим изменяется, преображается окружающая его социальная среда, связи между причинами и следствием в ней также трансформируются. Поэтому некоторые из стратегий, усвоенных в детстве, становятся не эффективными во взрослой жизни.

Например, ребенок трех лет научился дуться, обижаться на маму, если она мало уделяет ему внимания. Говорит мама по телефону, а ребенок начинает кричать, капризничать до тех пор, пока мама не прервет разговор и не станет заниматься с ним. Неважно, как получил ребенок этот мем–стратегию. Через много лет он станет взрослым, а в его программном обеспечении все еще будет сохраняться мем–стратегия, усвоенная в три года. В результате взрослый человек дуется, обижается на людей в бессмысленном и безрезультатном усилии удовлетворить какую-то потребность.

Если мама часто говорит своему ребенку: «Ты плохой! Не хочу с тобой разговаривать!», то он усвоит этот мем–стратегию и, когда вырастет, будет месяцами не разговаривать со своим супругом, друзьями, если их поведение его не устраивает. Однако это не разрешит его проблему, не изменит поведение другого человека.

В новых обстоятельствах мемы–стратегии, приобретенные в детстве, не приносят удовлетворительных результатов. Часто мы вообще не подозреваем о существовании программирующих нас мемов–стратегий, тем более о том, что большинство из них – неэффективны.

Ассоциации – это мемы, которые осуществляют связь между другими мемами, уже накопленными Разумом. Присутствие мемов–ассоциаций в программной базе человека также влияет на его поведение. Они создают механизм, аналогичный условному рефлексу, при котором появление одного объекта мгновенно высвобождает соответствующую мысль или чувство.

Мемы – это не просто частицы коллективных знаний. Это активные программирующие частицы. Они создаются людьми в процессе мышления в виде особой формы сверхтонкой материи. Программирующие нас мемы не спрашивают согласия на вхождение в наш Разум. Они попросту проникают в него, заражая нас чужими программами, идеями, установками, убеждениями, и управляют нашей жизнью в чужих интересах. Воздействуя на Разум, мем заставляет его так управлять человеком, чтобы он начал размножать этот мем среди тех людей, которые еще этим мемом не обладают.

Коллективный интеллект может существовать и развиваться, если среда, в которой распространяются мемы (умы людей), имеет четко структурированное программное обеспечение в виде норм, правил, установок, законов. Поэтому в человека генетически заложена потребность искоренения всяческого инакомыслия и непослушания. Когда человек в любом возрасте контактирует с другими людьми, он подвергается давлению, прессингу со стороны окружения, склоняющего его думать и поступать так же, как и они. Человек вынужден либо подчиниться давлению окружения, принимая новые мемы, либо покинуть это окружение. Сопротивление прессингу, активное противодействие давлению, как правило, чревато потерей свободы или жизни.

7.6. Моделирование интеллектуальных свойств человека

Коллективные знания, с одной стороны, фиксируются на внешних носителях информации (монографиях, учебниках, научных отчетах и пр.), с другой стороны, в процессе обучения они закладываются в структуру Сознания каждого человека, где обрабатываются, развиваются и сохраняются в течение всей его жизни. Это означает, что в обществе носителем, преобразователем и генератором коллективных знаний являются полевые структуры интеллекта множества людей, совокупность которых можно рассматривать как распределенную структуру интеллекта общества.