Обучение человека и общества. Накопление личного опыта. Нейрон – как элемент системы обучения, страница 8

Культурное наследие, накопленное поколениями, так же как программа строительства тела, передается от одного поколения людей другому определенными порциями – так называемыми мемами [3]. Мемы, содержащиеся в умах людей, аналогичны по своей сути генам, которые содержатся в ДНК живых клеток.

Каждый мем – это единица коллективных знаний в виде программы поведения в той или иной ситуации. Совокупность усвоенных человеком знаний представляет собой цепочки мемов, которые сохраняются в виде программного обеспечения. Они не только определяют мировоззрение человека и его поведение, но обуславливают превращение усвоенных им знаний в искусственные объекты, являются базой для практической деятельности человека.

Например, в древности люди признавали существование четырех стихий – земли, воздуха, огня и воды – и старались превратить свинец в золото. Потом стали считать, что материя состоит из неделимых атомов, и начали создавать машины и механизмы. Когда атом в понимании людей стал сложной частицей, состоящей из протонов, нейтронов и электронов, появились атомные электростанции и атомные бомбы.

Процесс распространения знаний в обществе инициируется самими мемами. Как инстинкт размножения обеспечивает передачу своего генотипа будущему поколению, так и мемы, влияя на поведение человека, способствует распространению своих копий в умах других людей. Умы людей – это особая среда, способная выполнять два действия: копировать новую информацию и распространять ее. Люди воспринимают, накапливают, модифицируют и передают друг другу идеи, образцы поведения, целевые установки и другую информацию. Копирование и распространение информации, управляющей поведением человека, является необходимым для эволюции коллективного интеллекта условием.

В зависимости от содержания управляющей информации, передаваемой мемами, их разделяют на три группы: категории, стратегии и ассоциации [3].

Категории – это мемы, с помощью которых мы разделяем мир на куски, вводим понятия, классифицируем и называем предметы и явления. Вселенная, Земля, Россия, Москва – все это понятия, придуманные человеком, которые помогают определить границы нашего пространства.

Мы часто забываем, что все применяемые определения, названия, понятия – всего лишь категории, придуманные человеком, и что категория–мем и объективная реальность – это не одно и то же. Создавая какую-либо категорию, мы упрощаем задачу познания окружающего мира, пренебрегаем определенными подробностями реальности. Наш Разум, используя категории, формирует фильтр восприятия, через который просеивает информацию, поступающую извне. Он оставляет для дальнейшей обработки только некоторую ее часть, ту, которая вписывается в усвоенные категории, а остальную информацию – игнорирует. Поэтому программирующие нас мемы–категории отвечают за то, какую информацию мы принимаем и насколько искажаем свое представление о реальности.

Например, до недавнего времени категория «человек» означала только его тело, полевая внеклеточная составляющая оказалась отрезанной от этого понятия. Поэтому ученые, изучавшие интеллект и разум человека, так долго и безрезультатно искали его внутри тела. Получили также распространение мемы–категории, которые понятия самосознание, интеллект, разум определяют только как свойства человека. Поэтому мы привыкли считать себя самыми высокоразвитыми и всесильными в живой природе. В то же время люди никак не могут справиться с такими «безмозглыми» формами жизни, как вирусы, микробы, тараканы и крысы, не могут вытеснить их из своей территории обитания!

Стратегии – это мемы, содержащие правила поведения, подсказывающие, что делать в данной ситуации, чтобы добиться желаемого результата. Например, когда горит красный свет светофора, надо остановиться, это гарантирует тебе безопасность. Если сел за руль автомобиль – подчиняйся правилам дорожного движения, тогда ты сможешь без проблем проехать по улицам города. Поступил в институт, усваивай правила учебы и поведения в институте, чтобы успешно закончить обучение.