Обучение человека и общества. Накопление личного опыта. Нейрон – как элемент системы обучения, страница 4

Обучение на уровне группы анализаторов позволяет существенно повысить точность работы каждого органа чувств, а также создает некоторый запас живучести, обеспечивающий измерение жизненно важных параметров в условиях действия существенных помех или при отказе отдельных органов чувств.

В нейронных связях анализаторов. Обучение этим способом происходит благодаря способности нейронов забывать накопленную информацию.

На рисунке 7.3 представлена кривая, характеризующая процесс забывания нервной системой полученной информации. Из рисунка видно, что с течением времени Т происходит потеря половины объема накопленной информации. Если сообщение повторится через этот интервал времени, то обучающиеся нейроны, забыв часть информации, воспримут ее как обновленную на 50%. Период «полураспада знаний» Т зависит от множества факторов: возраста, состояния здоровья, условий существования, напряженности организма и др.

Рисунок 7.3 – Характеристика забывания нейронной структуры.

На высшем уровне иерархии реализуется особый способ обучения, основанный на сравнении образов, воспроизводимых по сигналам органов чувств, с информацией, хранимой в памяти системы интеллекта. Выработка корреляционных связей между измеренной и априорной моделями осуществляется не отдельными нейронами, а разветвленными нейронными структурами, в результате чего происходит обогащение памяти человека. Этот способ обучения  обладает следующими свойствами:

для его реализации в памяти должны храниться образы, имеющие какую-либо связь с поступающей измерительной информацией, то есть такому способу обучения должен предшествовать период накопления знаний;

сравнение моделей осуществляется не в целом, а по частям, для этого воспроизводимые по сигналам органов чувств образы разделяются на несколько (5...9) равновесных информационных блоков (в среднем 7). В каждом из них выделяются отличительные признаки (цвет, форма, ориентация, движение и пр.), которые сопоставляются с хранимой в памяти информацией. Поэтому человеку удобнее думать, анализировать, сопоставлять и запоминать объекты и предметы, если их число не превышает в среднем семи. Эта особенность обучения человека оказала влияние на научные подходы, выработку житейского уклада, культурные традиции и эстетические воззрения;

знания, полученные при таком способе обучении, являются сугубо субъективными: нейронные структуры фиксируют не воспринимаемые органами чувств сигналы, а рассогласования между измеренной и хранимой в памяти информацией. Это означает, что разные люди, получая одни и те же сведения, поймут и запомнят их по-разному в зависимости оттого, что они усвоили прежде.

Таким образом, органы чувств человека измеряют параметры физических процессов, выявляя о них всевозможную информацию. Система обучения, используя одновременно несколько различных способов, осуществляет корреляционную обработку измерительной информации с целью обнаружения в них каких-либо закономерностей, раскрывающих суть происходящих явлений. Чем больше способов обучения используется человеком, тем быстрей формируются профессиональные знания, умения и навыки.

7.3. Общие закономерности процесса обучения

Выявленные особенности функционирования эмпирической системы обучения позволяют сделать определенные обобщения об основных закономерностях познании человеком законов Мироздания [22].

Источником познания окружающего мира для человека являются сигналы, воспринимаемые его органами чувств. Он рождается с достаточно развитой структурой памяти, однако знания об окружающей действительности в свой биокомпьютер человек вводит в процессе жизнедеятельности.

Основная задача познания – выявление закономерностей и взаимосвязей между сигналами, получаемыми органами чувств, с тем чтобы познать свойства объектов, явлений, процессов. Знание закономерностей окружающего мира позволяет целенаправленно управлять своими действиями.