Обучение человека и общества. Накопление личного опыта. Нейрон – как элемент системы обучения, страница 6

Если нейронные связи используются редко, то их каналы постепенно сужаются, заложенная в них информация становится труднодоступной, но сами связи при этом сохраняются в течение всей его жизни в виде условных рефлексов, отражающих жизненный опыт, умения и навыки человека. Однако эта информация не затрагивает генетический аппарат человека и поэтому по наследству не передается.

Влияющие факторы. На эффективность процесса обучения оказывают влияние: повторяемость сигналов, количество одновременно участвующих в их восприятии рецепторов, контраст между сигналами и возраст человека.

Многократное повторение сигналов лежит в основе процесса корреляционной обработки информации, именно оно позволяет с высокой достоверностью выявить статистические характеристики происходящих в окружающей среде процессов и дает прочное усвоение знаний, умений и навыков. 

Количество разнообразных сигналов, поступающих одновременно в обучающиеся нейроны, определяет глубину восприятия. Чем больше органов чувств задействовано в процессе обучения, тем быстрее и разветвленнее формируются связи между нейронами, а значит глубже усвоенные человеком знания. Поэтому интенсивность процесса обучения значительно повышается, если изучаемый объект проявляет себя в развитии, изменении, динамике, так как в процесс обучения вовлекаются множество рецепторов, измеряющих динамические характеристики сигналов. Глубина восприятия при обучении увеличивается также при использовании тренажеров, когда человек активно взаимодействует с познаваемым объектом, и в процесс познания включаются тактильные и проприоцепторные органы чувств. 

Контраст между сигналами – это необходимый компонент процесса обучения. Именно наличие контраста является важнейшим условием включения нейронов в процесс обработки информации. Чем больше контраст между поступающими в систему обучения сигналами, тем быстрее идет формирование нейронных связей, и тем быстрее обучается человек. Контраст может быть настолько большим, что взаимосвязь образуется в результате однократного совпадения сигналов. Если контраст невелик, то для установления прочной связи необходимо многократное проявление корреляции между сигналами.

Однако при чрезмерно высоких контрастах включаются защитные механизмы системы адаптации, что может негативно отразиться на состоянии человека. В этом случае процесс обучения проходит под воздействием стресса, что, с одной стороны, сокращает время обучения, но в то же время может вызвать необратимые функциональные нарушения в организме.

Возраст человека. Для каждого рода знаний существуют определенные периоды, когда процесс обучения происходит наиболее эффективно [13]. Однако до конца жизни человек способен обучаться: пока он жив, его нервная система продолжает развиваться.

7.4. Обучение человека в обществе

В государственных структурах общества, также как и в организме человека, существуют информационно-управляющие органы, которые обеспечивают получение, обработку и накопление коллективных знаний. Принципы их организации и особенности функционирования во многом аналогичны работе информационно-управляющей структуре в организме человека, что обусловлено самой сутью задачи, решаемой интеллектом.

На рисунке 7.4 представлена функциональная схема формирования и развития коллективного интеллекта в человеческом обществе [22]. На схеме блок 1 – окружающее нас Мироздание, закономерности которого люди познают с целью выживания и прогрессивного развития общества; блок 2 – господствующий общепринятый комплекс стереотипов коллективных знаний. Каждому периоду развития человечества соответствует его определенное содержание – выявленные законы природы, объяснения непознанного, различные постулаты, гипотезы, теории и предположения.

Как и в организме человека, в обществе существуют особые функциональные структуры, которые обеспечивают познание нового (контур 3), использование добытых знаний в практической деятельности человека (контур 4), передачу коллективных знаний членам общества (контур 5), а также защиту добытых знаний от потерь и искажений (на схеме не указано).