Обучение человека и общества. Накопление личного опыта. Нейрон – как элемент системы обучения, страница 10

Для оптимизации управления деятельностью человека и рациональной организации процессов его обучения необходимо изучать информационные, динамические и другие свойства интеллектуальных структур, как отдельных людей, так и общества в целом.

Для решения этой задачи используем принципы подобия и в качестве математической модели функционирования интеллектуальных структур применим энергоинформационную модель физических процессов. Правомерность такого подхода подтверждается тем, что интеллектуальная структура человека – это материальная среда, в которой системы интеллекта осуществляют обработку информации. Для эмпирической системы интеллекта она представляет собой совокупность взаимосвязанных нейронов, осуществляющих корреляционную обработку сигналов. Генетическая и социологическая системы интеллекта обрабатывают информацию в структурах торсионных биополей, образованных взаимосвязанными частицами – нейтринами. В основе функционирования интеллекта лежат необратимые биофизические процессы, поэтому интеллектуальные структуры любого масштаба (сгусток нейтрино, отдельный нейрон, мозг человека, общественное сознание) обладают рядом свойств, присущих всем материальным средам независимо от их физической природы.

В соответствии с энергоинформационной моделью физических процессов причиной возникновения необратимых эффектов в интеллектуальной структуре могут быть два вида воздействий (см. рис. 7.5): контраст U и импульс контраста P, которые связаны между собой динамическими зависимостями:

 

На отдельный нейрон воздействует контраст между входными сигналами и их многократное повторение. На интеллектуальную структуру человека воздействие оказывает контраст между изученным и непознанным, и многократные повторения нового воздействия. Для распределенной структуры общественного сознания воздействиями являются контраст мнений различных ученых, исследователей, общественных деятелей и других личностей, которые активно и длительное время защищают свою точку зрения, используя средства массовой информации.

Рисунок 7.5 – Интеллектуальная структура как объект

преобразований.

Воздействия U и P вызывают определенную реакцию интеллектуальных структур, которая проявляется в двух формах: в виде движений I материальных частиц (прецессию нетрино, протекание биотоков, перераспределение медиаторов, рост и движение филоподий аксонов, прорастание нервных волокон и увеличение их диаметров) или накопления внутренней энергии Q. В обществе воздействия U и P  увеличивают поисковую и творческую активность людей, вызывают объединение единомышленников и изменение общественных мнений и знаний.

Реакции I и Q связаны между собой динамическими зависимостями:

Как любая материальная среда интеллектуальная структура оказывает сопротивление R любому движению внутри себя, обладает инерционностью L, которую необходимо преодолеть для изменения ее состояния, а также способна накапливать и терять информацию вследствие изменения своего энергетического состояния. При этом ее информационная емкость C является ограниченной.

Все воздействия, реакции и параметры интеллектуальной структуры связанны между собой статическими зависимостями:

Мощность необратимых процессов, происходящих в интеллектуальной структуре,  определяется выражением:

   

Представленная модель достоверно отражает основные свойства интеллекта человека. Действительно, все усилия, направленные на изменение мировоззрения человека: критика его взглядов, мнения, позиции и прочее – должны вызывать у него активное сопротивление. Чтобы изменить стереотипы мышления одного человека, необходимо длительное воздействие Р, так как большое количество обучающихся нейронов в головном мозге человека обуславливают высокую инерционность его нейронной структуры.