Особенности построения учебно-методического комплекса по иностранному языку для средней школы, страница 2

Все компоненты имеют свое место в системе УМК, выполняя специфические задачи и ”работая” на те или иные цели обучения. Для теоретического обоснования комплектности необходимо подойти к последнему как системе, которая должна выполнять в обучении все функции, возлагаемые на нее. Степень реализации той или иной функции, а также учет других факторов, регулирующих комплектность УМК, позволяют подразделить компоненты УМК на: обязательные, факультативно-обязательные и факультативные. В соответствии с тремя выделенными видами компонентов можно говорить о трех основных возможных типах компонентного состава У МК: МИНИмтЬНО необходимом, Достаточном и полном (табл.

Табли ца I

Типы компонентного состава УМК

Типы состава

УМК

Компоненты УМК

Обязательные

Факультативнообязательные

Факультативные

1. Минимально необходимый

Учебник, книга для Учителя, рабочая тетрадь, а диокассета

Дидактический раздаточный материал

2. Достаточный

Учебник, книга для Учителя, рабочая тетрадь, аудиокассета

Книга для чтения, сборник тестов, учебные фильмы

3. Полный

Учебник, книга для учителя, рабочая тетрадь, аудиокассета

Книга для чтения, сборник тестов, учебные фильмы

Грамматический справочник, учебное пособие для самостоятельной работы, компьютерные программы, языковой портет еника

Границы между минимально необходимым, достаточным и полным компонентным составом УМК подвижны, в чем также проявляется открытый характер всей системы УМК и его компонентов. Открытый характер каждого компонента выражается в том, что по мере уменьшения числа компонентов в УМК увеличивается ”нагрузка” на остальные, особенно на учебник. И наоборот, чем больше компонентов входит в УМК, тем менее удельный вес и объем учебника, так как он передает часть своих функций другим учебным пособиям.

Подготовка и издание УМК в виде минимально необходимой модели не исключает последующее ее расширение и дополнение другими компонентами до УМК достаточного или полного типа. И наоборот, наличие на рынке УМК полного типа позволяет использовать в крайнем случае лишь минимально необходимый комплект. Это объясняется тем, что лишь тип характеризуется максимальной степенью интеграции (взаимосвязи) и полной степенью корреляции (взаимозависимости) своих компонентов, когда выпадение одного из них приводит к разрушению системы УМК и нарушению его нормального функционирования. Степень интеграции и корреляции факультативных компонентов типов 11 и lll минимальная и частичная, что позволяет варьировать комплектность УМК. Таким образом, каждый из трех основных типов имеет промежуточные варианты, количество которых соответствует числу возможных комбинаций и дополнений основных типов другими компонентами.

Проанализируем впервые созданные в Республике Беларусь УМК по английскому языку для средней общеобразовательной школы, которые представлены комплексами Волшебная шкатулка (Magic Вах) для подготовительного класса и Волшебное путешествие (Magic Tour) для 4 и 5 классов [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Актуальность такого издания определяется возросшими требованиями к уровню владения иностранным языком выпускников школ, что, в свою очередь, определяет потребность в создании учебников нового поколения, представляющих собой единую последовательную систему. Кроме того, учебники, которыми учителя пользуются в настоящее время, не полностью соответствуют требованиям времени по разным причинам: они недостаточно коммуникативно ориентированы, частично соответствуют программе, лишены национального компонента.