Особенности построения учебно-методического комплекса по иностранному языку для средней школы

Страницы работы

Содержание работы

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-МЕ'ГОДИЧЕСКОГО

КОМПЛЕКСА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

The articlc discusses difTerent approaches to the number of course components in FLT. Analysis of а new series of English course hooks for Belarus (thc preparatory year and the year) has Ьееп presented.

Для традиционной педагогики характерно убеждение, что конструкци учебника задается пятью составляющими:

— логикой предмета,

— закономерностями развития учащегося в обучении,

— законами и принципами дидактики, — опытом преподавания,

— личными предпочтениями автора.

В настоящее время в понимании содержания образования характернљ кардинальные сдвиги. Формула Яна Амоса Коменского — ”образование должк сформировать знающего человека“ — становится все более архаичной. Давя стало очевидным, что даже энциклопедически образованный человек часто н умеет применять свои знания, он может быть безответственным, плох: ориентирующимся в реальности с ее сложными проблемами.

Основное содержание современного образования — не столько знани сколько ориентировка в разных ситуациях, способы деятельности и мышленш рефлексивные представления, способности к обучению, управлению собой! пониманию других. Цели овладения основами межкультурной коммуникации процессе изучения иностранного языка — чтобы модель подлежащего изучени содержания обеспечивала общение речевых партнеров при решени конкретных задач общения. Поэтому современные средства призван объединять в себе предметное содержание и виды познавательной деятельнои обучаемых.

В связи с изменившимися целями образования сегодня важно ответить вопрос: что первично в проектировании нового образования учебник ш содержание? В разных образовательных системах на этот кардинальный вопр отвечают по-разному. Очевидно, что характер выбора определяет вс стратегию проектирования новой школы.

Являясь по существу микромоделью системы обучения в целом, учебн метоДический комплекс (УМК) представляет собой набор органич взаимосвязанных между собой учебных пособий, которые служат решени учебно-воспитательных задач. УМК отражает компоненты системы: цел содержание и структуру учебного материала; педагогический процесс; метод раскрывающиеся в совокупности приемов; а также другие средства обучения.

Несмотря на достаточно большое количество работ по проблеме учебника остаются дискуссионными и нерешенными такие вопросы, как состав, структура, функциональные особенности и взаимодействие средств обучения в целом и по отдельным предметам.

Важно выявить существенные признаки, которые отличают компоненты УМК как системы. По мнению многих исследователей, они должны:

— быть необходимыми, т.е. без одного из компонентов УМК будет неустойчивым;

— быть во взаимосвязи и взаимозависимости с другими компонентами;

— иметь только ему свойственную форму (книжную, плакатную, объемную и т.д.);

— осуществлять определенную функциональную нагрузку в решении образовательных задач;

— реализовать свои функции только ему одному свойственными средствами;

— осуществлять свои функции в зависимости от уровня изучения учебного предмета (базовый, повышенный, углубленный);

— соответствовать возрастным особенностям учащихся и уровню их обученности.

Вопрос количества частей в УМК связан в каждом конкретном случае с целями, этапами и условиями обучения. Рассмотрим вопрос комплектности УМК с точки зрения его минимально необходимого и достаточного состава.

При классифиации средств обучения отечественные методисты выделяют д в е подсистемы: УМК для обучаемого и УМК для обучающего (А.Р.Арутюнов, И.Л.Бим, М.В.Ляховицкий и др.). В некоторых работах УМК рассматривается как одно целое, но в нем выделяются основные (учебник и книга для учителя) и вспомогательные (фонограммы, видеофонограммы, раздаточные материалы) компоненты. Имеются также предложения разделять компоненты УМК по критерию носитель информации на печатные, аудио-, видеоматериалы и компьютерные программы.

В зарубежной методической литературе вопрос комплектности УМК решается в зависимости от условий обучения, материальных возможностей издательств. Количественный разброс в составе УМК достаточно велик: от З до 12 компонентов.

К наиболее распространенным компонентам, входящим в состав большинства УМК по иностранному языку, относятся следующие:

— печатные: учебник, книга для учителя, рабочая тетрадь, книга для чтения, грамматический справочник, сборник текстов, учебное пособие для самостоятельной работы;

— ауДитивные: пластинки, магнитофонные ленты, аудиокассеты и компакт-диски;

— визуальные: фотографии, картинки, таблицы, кодопленки, слайды, диафильмы;

— аудиовизуальные: озвученные слайд-фильмы, кино- и видеофильмы;

— компьютерные: отдельные программы или их комплексы, электронные учебники и мультимедийные компьютерные курсы.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
682 Kb
Скачали:
0