Жизнь и культура Беларуси после получения независимости 1991-2009гг. Музеи, библиотечные учреждения, страница 8

В белорусской поэзии точно зафиксирован ещё один дагерротип конца 20 века, выхваченный с натуры; трагический образ вынужденного блудного сына – переселенца из чернобыльской зоны, который также не может найти утешение для души. Посещение родных мест не столько успокаивает, сколько разбереживает щемящие раны. 20 век называют столетием изгнанников. Кроме человека «мiж берагамi» (Н.Арсеньев), определившегося в литературе белорусского зарубежья (тот, кто оторвался от родных берегов, но и к чужим не прирос), и человека за колючей проволокой (в репрессированной литературе), конец уходящего века подбросил ещё один объект для размышлений – «человека с зоны», душа которого неприкаянным призраком блуждает между настоящим и прошлым и не находит успокоения.  

Белорусская Фольклористика

Фольклористика как наука о традиционной духовной культуре за годы независимости Республики Беларусь сделала значительный шаг вперёд. Продолжалось Реализация фундаментального проекта – издание томов свода белорусского фольклора серии БНТ (белорусское народное творчество), региональных фольклорных сборников и жанров фольклорного наследия. Среди книг серии БНТ, изданных в последние десятилетия, научную и просветительскую ценность представляют «Замовы» (1992г.), «Родины. Обряд. Песни», «Игры. Развлечения. Игрища».

За указанный период вышли в свет более 10 сборников регионального фольклора. Примечателен сборник В.Зенько «Наследство моей матери», в который вошли песни из репертуара талантливой носительницы народной культуры с Воложинщины певицы Зоси Зенько-Почиковской. В.Д.Литвинко и музыковед Г.Г.Кутырева в сборнике «Белорусский фольклор в современных записях (1995г.) представили традиционный фольклор Минщины. В серии БНТ вышли «Песни Белосточчины» (1997г.), собранные на белорусско-польско-украинском пограничье писателем и фольклористом Н.Гайдуком.

В результате обследования юго-восточного региона Беларуси появилось несколько солидных публикаций фольклора Гомельщины: сборник известного языковеда В.ВАниченко «Голос из неисчерпаемой и животворной криницы (1995г.), в котором собраны материал обрядового песенного творчества и коллекция высокопоэтических колядок, записанная русским этномузыкологом Ю.И.Марченко совместно с В.Е.Гусеевым «Зимние празднично-поздравительные песни» (1999г.)

Плодотворной явилась работа по сбору и публикации фольклорных текстов фольклористов Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины под руководством докторов филологических наук В.С. Новака и И.Ф. Штейнера (в 2000-2003гг. изданы 4 сборника фольклора и народной мифологии Гомельщины, в которых представлены все жанры традиционной культуры. Во второй половине 1990-х годов шло активное научное изучение феномена белорусского обрядового творчества. Только в 1997г. увидели свет три монографии, посвященные различным жанрам обрядового фольклора. Праздничная культура белорусов, синтез 16 обрядовых праздников, осмысленных со спецификой этнической традиции и ориентацией на возрождение её аутентичных форм, показаны в книге В.Д. Литвинко «Праздники и обряды белорусов» (1997г.)       

Комплексно подошёл к рассмотрению семейной обрядности, исследуя одновременно все три её вида – крестильную, свадебную и погребальную в работе «Белорусская семейно-обрядовая поэзия» (1997г.) А.С. Федосик. В книге дано научное о функциально-семантической сущности традиционных обрядовых практик, связанных с тремя основными этапами в жизни человека. Представительница молодой генерации белорусских фольклористов Т.В. Володина впервые в книге «Толока  системе духовной культуры белорусов» (1997г.) теоретически осмыслила культурно-этнический феномен толоки, генезис её обрядности, образную природу вербальных текстов.