Жизнь и культура Беларуси после получения независимости 1991-2009гг. Музеи, библиотечные учреждения, страница 4

В музейной практики Беларуси в последнее время активно внедряются клубные формы работы с семейной аудиторией.  Такой опыт есть во многих музеях, но наиболее эффективно он используется и даёт положительные результаты в национальном художественном музее Республики Беларусь (клуб «Тюбик»). Ежегодно с 2005г. проводится акция «Ночь музеев»,  которая впервые была организована Национальным художественным музеем, Национальным музеем истории культуры и Государственным музеем истории театральной и музыкальной культуры.

Из экспозиционных проектов последних  лет наиболее значительны выставка исторического портрета,  серия археологических выставок, выставка «Современная Беларусь. Этапы культурного строительства», а также детская экспозиция, посвященная деревне бронзового века, в Национальном музеи истории и культуры Беларуси, детский музей и музей экологии в Национальном Полоцком историко-культурном музее-заповеднике, музеефикация Дворца Паскевичей и новый музей Военной славы в Гомеле.

Сохраняя самобытность и пропагандируя национальную культуру, музеи Беларуси в своей деятельности придерживаются лучших традиций мировой музейной практики, являются действенным средством культурного сотрудничества между странами.

Литература

Конец прошлого столетия и начало нового для духовной жизни народа, для белорусской литературы оказались временем самых суровых испытаний на прочность, жизнестойкость. Принято считать, что после подписания Беловежского соглашения 1991г. и обретения Беларусью государственного суверенитета отношение в нашем обществе к художественному творчеству, в том числе и к литературному, резко изменилось. И изменилось, к сожалению, не в лучшую сторону. Произошло это хоть и не в одночасье, но с удручающей неотвратимостью, с не совсем понятной для писательского сообщества причинно-следственной зависимостью. Принято также считать, что в это же время заметно снизилась творческая активность писателей. Например, совсем ещё недавно респектабельный по своему социальном статусу Союз белорусских писателей превратился в заурядное общественное объединение, отягощенное многими проблемами, в том числе и финансовыми. СБП и Беллитфонд потеряли практически все возможности помогать писателям в решении творческих и бытовых проблем. Всё осталось в прошлом: работа союзовских секций, международные симпозиумы, обмен опытом, всесоюзные семинары, регулярно проводимые пленумы с обсуждением актуальных вопросов жизни и творчества, переводы произведений на языки народов СССР и дальнего зарубежья. В прошлом осталась и государственная поддержка литературного творчества, в результате чего катастрофически снизилось количество изданий национальной литературы, ничтожно малыми, по сравнению с советскими временами, стали их тиражами. Многое в издательском деле упростилось до примитивности: с упразднением Главлита не стало цензуры, потому некому было блюсти политическую благонадёжность; прекратили работу худсоветы и редсоветы, потому и о художественных достоинствах произведений можно было не заботиться; править бал стали деньги. За них можно было издать любую литахинею. На книжный рынок было выброшено несметное количество разных книг, книжек, книжиц, названных литературными, но на самом деле не имеющих никакого отношения к художественному творчеству, искусству. К сожалению, этот «неосамиздат» оказался не таким уж и безобидным явлением. Материальные соображения можно не принимать во внимание. Важнее нравственная сторона проблемы: этот мощный поток графоманской продукции дезориентировал читателя, наносил ощутимый вред имиджу настоящей, высокохудожественной литературы. Тут могло бы сказать своё веское слово писательское сообщество. Но Союз белорусских писателей творческими вопросами практически не занимался. Политические разногласия привели к тому, что от него в 2005г. откололась относительно небольшая группа литераторов, образовавшая Союз писателей Беларуси.