Жизнь и культура Беларуси после получения независимости 1991-2009гг. Музеи, библиотечные учреждения, страница 6

Василь Быков – один из тех, кто делал это постоянно, целенаправленно, озабоченно. Особенно, может быть, в последние годы, когда, несмотря на все общественно-политические изменения, на неожиданные и далеко не всегда желаемые перемены в личной судьбе, писатель жил напряженно-активной творческой жизнью. Повести «Стужа», «Полюби меня, солдатик», «Волчья яма», «Болото», «Афганец», книги рассказов «Стена», притчей «Те,  кто похаживает» - вот далеко неполный перечень того, что сделано народным писателем в 1990-е и в начале 21 века.  Быков, оставаясь последовательным в утверждении нравственных и эстетических принципов – правды и человечности, стилевой сдержанности, строгой выверенности сюжета и конфликтной обострённости, вместе с тем очень хорошо чувствовал духовное состояние общества, изменения времени. В литературе переломных лет его творчество, гражданская позиция – яркий пример неизменного служения художника слову, народу, своей земле, человеку, правде.

Янка Брыль, Василь Быков – писатели весьма отличные друг от друга и своими художественными особенностями, и своим человеческим и художническим миропониманием. Оба народные. Любят свой народ, его историю, землю, любит человека на ней – с такими малыми его радостями и бесконечными неприятностями. Показывают, каждый по-своему, и эту страну, и этот народ, и этого человека с большой любовью и болью. Богатством тематики, разнообразием жизненного материала, остротой современных конфликтов отличается творчество этих лет народного писателя Беларуси Ивана Шемякина. Работал исключительно активно до последних дней (умер в 2004г.). Время ворвалось в судьбу писателя, затронуло ее очень болезненно. И на бытовом уровне, и в сфере общезначимых духовных интересов. Шемякин и как писатель, и как гражданин, и как человек не принял ни перестройки, ни развала СССР. Все, что ни делалось, его раздражало, особенно то, что происходило на уровне ежедневной жизни. Иногда эти бытовые трудности, недостатки, возможно, помимо воли автора, в произведениях выходили на первый план, заслоняя все остальное. Время и жизнь не приносили радости. Писатель и в годы перестройки, и в годы начала национального возрождения остается на советско-коммунистических позициях, которые для него становятся позициями нравственно-народными. Этих позиций он не скрывает, а заявляет, открыто: и сам, и его герои. В большинстве своем современность выверяется ежедневной жизнью, бытовыми делами и заботами. Прошли годы. В 1998г. появилась повесть «Завихрение». В ней писатель Иван Андреевич (основной герой вышеназванных произведений), за которым довольно определенно просматривается автор, в споре излагает свою творческую позицию «Литература не имеет героя». Об отсутствии героя говорит и один из персонажей повести «Кровинки» Ипполит Петрович. И Шемякин выразительно показывает лживое, наглое, жадное и продажное поведение сегодняшних хозяев жизни, не менее резко и публицистически остро и тех, что раньше были хозяевами и сейчас смогли, сумели приспособиться к новым условиям, чтобы и здесь взять себе побольше. Шемякин как писатель остро чувствовал эту потребность жизни и весьма оперативно отзывался на неё творчески.