Жизнь и культура Беларуси после получения независимости 1991-2009гг. Музеи, библиотечные учреждения, страница 11

Основу полиграфической промышленности Беларуси составляют 48 предприятий государственного сектора, подведомственных Министерству информации, в том числе 8 предприятий республиканского подчинения (ОАО «Полиграфический комбинат имени Якуба Коласа», ОАО «Красная звезда», УП «Минская фабрика цветной печати» и тд. Ежегодно в рамках книжной выставки-ярмарки проводится республиканский конкурс «Искусство книги». В конкурсе «Искусство книги – 2006» приняло участие 51 издательство и полиграфическое предприятие. На суд жюри было представлено 350 изданий.

Театр

Изменения в политической и социально-экономической жизни страны в начале 1990-х годов отразились и на сценическом искусстве Беларуси. Во второй половине 1980-х годов широкое распространение, особенно в Минске, получило студийное движение. В новых условиях большинство театральных студий оказались нежизнеспособными и распались. Отдельные же из них достигли профессионального уровня. На основе таких студий возникли театры: в Минске «Дзе – Я?» (1992г., с 2004г. – Новый драматический театр) и Альтернативный (1990г., с 1996г. – Малый театр). В отличии от других стран СНГ, где ряд театров из-за экономических условий прекратил существование (в Беларуси в 1983г. был расформирован лишь один коллектив – Гомельский фольклорный музыкально-драматический театр «Жалейка»), сценическое искусство плодотворно развивалось. Открыты новые театры: на базе любительского народного коллектива Мозырский имени И. Мележа (1990г.), в Минске – Республиканский белорусской драматургии (1992г.), Театр белорусской армии (2004г.), в Молодечно – Минский областной кукол «Батлейка» (1990г.) и на базе любительского народного коллектива – Минский областной драматический (1993г.). В 1992г. организован частный Гомельский независимый театр (в 1999г. стал государственным – Гомельский городской экспериментальный молодёжный театр-студия). В 2006г. на основе любительского коллектива в Пинске создан Полесский театр.

Впервые в Беларуси крупнейшие коллективы получили статус и звание национального – Белорусский театр имени Я. Купалы (1993г.), Белорусский театр имени Я. Коласа (2001г.), Русский драматический театр имени М. Горького (1999г.). Отличительная особенность театральной жизни новейшего времени – многочисленные постановки классической белорусской драматургии. Возвращение к родным корням, к фундаменту, на котором строился национальный театр, было закономерным явлением. Значительное место заняли произведения В.И. Дунина-Марцинкевича: масштабностью, сочетанием комедийного и патриотически-возвышенного звучания характеризуется спектакль «Идиллия» («Селянка») в театре имени Я. Купалы (режиссер Н. Пинигин), яркой зрелищностью, остроумием -  «Сватовство» в театре имени Я. Коласа (режиссер Ю. Лизенгевич), изобретательным сценическим прочтением – «Пинская шляхта» в театре имени В.И. Дунина-Марцинкевича (режиссер С. Полещенков) и приближённостью к современным проблемам – в театре юного зрителя (режиссер Г. Боровик), удачным сочетанием разных произведений писателя – «Вечера в Люцинке» в театре имени В.И.  В.И. Дунина-Марцинкевича. Большой популярностью пользовались драматические и поэтические произведения Я. Купалы. Гражданской страстностью и глубокой социальностью наполнен спектакль «Здешние» в театре имени Я. Купалы. Новизной сценических трактовок отличаются спектакли «Разорённое гнездо» в театре имени М. Горького и в Минском областном театре. Пьесы «Павлинка» поставили Гомельский и Гродненский театры, «Примаки» - театр юного зрителя и Минский областной драматический, поэмы «Извечная песня» - Республиканский театр белорусской драматургии, «Сон на кургане» - Учебный театр Белорусской академии искусств. Значительное место заняли инсценировки произведений белорусской прозы, поэзии или написанные по их мотивам пьесы. В Брестском театре драмы и музыки поставлен спектакль «Венок белорусских народных сказок», в основе которого – фольклорные произведения; в Могилёвском областном драматическом театре – «Тристан и Изольда» по мотивам рыцарского романа; в театре юного зрителя – «Тарас на Парнасе» по одноимённой классической поэме. В драматических и кукольных театрах широко представлены произведения В. Короткевича: «Христос приземлился в Городне» в Белорусском государственном молодёжном театре; «Воробьиная ночь» в театре имени Я. Коласа; «Дикая охота короля Стаха» в Гомельском областном драматическом театре и Национальном академическом театре имени Я. Купалы; «Нобиль – Багряный властелин» в Белорусском поэтическом театре одного актёра «Зьнич»; «Моя Илиада» в театре «Батлейка». В современной белорусской драматургии преобладают произведения об историческом прошлом страны, исторических личностях. В Могилёвском областном драматическом театре поставлена пьеса И. Чигринова «Следственное дело Ващилы». Центральное место на сцене заняла драматургия А. Дударева. Высоким гражданским пафосом и изобразительной красочностью отмечен спектакль «Князь Витовт» в театре имени Я. Купалы.

Продолжаются поиски новых театральных форм, приемов, средств выразительности, испытанных на модернистской драматургии или заимствованных из западноевропейского сценического искусства. Однако доминирующим в творчестве театров остаётся углубленный психологический реализм. Характерная особенность данного периода – редкое проведение гастролей театров. Периодически проводятся театральные фестивали: международные – «Славянские театральные встречи» в Гомеле, «Белая вежа» в Бресте, театров кукол и моноспектаклей «Я» в Минске; республиканские – «Молодечненская соковица» в Молодечно.