История флористики, страница 6

Известно, что, воздействуя на зрение человека, цвет способен вызвать психологические и физиологические реакции, создавать впечатление лёгкости или тяжести, тепла или холода, волновать, печалить, радовать и т.д. По характеру эмоционального воздействия цвета делят на тёплые, оказывающие возбуждающее действие (красный, оранжевый, жёлтый), и холодные, успокаивающие нервную систему (синий, голубой, фиолетовый).

Зелёный цвет, находящийся в середине спектра, называют цветом физического равновесия.

Воздействие цвета на человека привлекает внимание врачей. Цветотерапия, пейзажетеропия применяется в лечении некоторых нервных и психических заболеваний. Насыщенность спектрального цвета зависит от степени разбавления его белым цветом.

В отличие от хроматических цветов  ахроматические (белый, чёрный и все оттенки серого) характерезуються лишь светлотой (яркостью).

Светлота – степень отличия цвета от белого, равному ему по светлоте, выражается в процентах от яркости белого цвета. Белый цвет в растительных композициях вносит свет, оживление, зрительно увеличивает их обьем, усиливает контраст с тёмными оттенками. Чёрный цвет, наоборот, уменьшает обьём композиции, усиливает действие тёплых тонов. Цветовые сочетания подбираются по правилам цветовой гармонии: на основе контраста или как сочетание оттенков одного цвета.

Контрастные соотношения получают, сочетая цвета, находящиеся в цветовом круге друг против друга (красный-зелёный, оранжевый - синий, фиолетовый - жёлтый). Создают контрасты и дополнительные цвета. Фактически, цветовой контраст – это преувеличение разницы между одновременными ощущениями. В природе редки насыщенные тона, чаще они размыты. Усилить ощущение насыщенности цвета можно, например, разместив рядом с бледно-жёлтым фиолетовый цветок. При сочетании нескольких цветов ощущение насыщенности каждого цвета уменьшается и тем больше, чем ближе цвета расположены в цветовом круге. Гармоничны и нюансные сочетания, которые различаются по светлоте в пределах одного цвета, например, бледно – розовый – розовый – ярко – красный. Соотношения цветов, расположенные в семицветном круге через один, считаются мягкими, приятными глазу, а значит так же гармоничными (красно – жёлтый, оранжевый – зелёный, фиолетово – оранжевый). Сочетание соседних цветов в семицветном круге признаны не гармоничными. Негармоничные (дисгармоничные) сочетания можно нейтрализовать, используя на границе ахроматические цвета: белый, серый, серебристый и очень редко – чёрный. Принято выделять монохроматические, аналогичные, контрастные и полихроматические композиции. В монохроматической композиции используют различные оттенки основного цвета. Конечно, кроме тона соцветий, существенный вклад в палитру вносят цвета стеблей, листьев, и поэтому строго монохроматическую композицию создать затруднительно, варьируя оттенки зелёного цвета. Ограниченный выбор цвета предъявляет высокие требования к форме композиции, текстуре растительного материала и другим признакам удачной аранжировки. Однако такие композиции способны легко передавать необходимое настроение: синие тона создадут ощущение покоя, красные скажут возбуждающее действие с драматическим эффектом, жёлтый цвет вызовет ощущение лёгкости, радости.

В аналогичных композициях используют два, три или четыре цвета, расположенные на цветовом круге рядом. Здесь выбор растений гораздо шире, чем монохроматических композициях. Совершенно необязательно использовать только чистые цвета, благодаря оттенкам, аранжировка приобретает изысканность. Важно, чтобы доля или масса каждого цвета не была одинаковой: одни цвета могут доминировать над другими. Контрастные композиции всегда оптимистичны. В них используют либо контрастные чистые цвета (синий - оранжевый, жёлтый – фиолетовый и т. п.), либо контрастные оттенки нужных цветов (розовый – приглушенно голубой, желтовато – коричневый – лиловый и т.д.). Можно сочетать и светлый оттенок одного  цвета с тёмным оттенком контрастного цвета.

Слишком яркие композиции не всегда уместны, однако в отдельных случаях, когда необходимо акцентировать внимание, скажем, на необычной форме цветка, вполне допустим контраст на ярком чистом цвете.