Интеллектуальная собственность, наследственное патентное право, страница 6

Есть еще такой объект, как указание места происхождения товара. О нем упоминает Парижская конвенция, и, в принципе, наше законодательство, Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, ст.10, тоже об этом упоминает. Здесь нет как такового объекта, хотя этот объект входит в сферу деятельности интеллектуальной собственности традиционно.

Участники Парижской конвенции договорились о том, что каждый ее участник будет бороться с тем, чтобы у него внутри страны, или из-за границы не поступали товары, в которых указывается ложное место происхождения. Иными словами, каждый производитель имеет право претендовать, чтобы никто к нему не «примазывался», чтобы никто не выдавал товары, произведенные в Китае или Гонконге, за то, что они сделаны во Франции, Германии, Италии. Поэтому государства-участники должны с такими случаями бороться, пресекать ввоз таких товаров на территорию на таможенной границе, изымать такие товары из обращения. Здесь объекта как такового нет, но ставить вопрос перед правоохранительными органами может любой производитель, если ему мешают конкуренты, которые используют такой прием конкурентной борьбы как ложное указание места производства товара.

Вот таковы основные средства индивидуализации товара.

Четвертая группа объектов интеллектуальной собственности – нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности. Это топологии интегральных микросхем, коммерческая тайна, селекционные достижения, открытия и рационализаторские предложения. О последних мы говорить не будем, потому что открытия сейчас не охраняются на практике, хотя законодательство вроде есть, с начала 90-х регистрация не ведется, а рацпредложения - формально есть законодательство, есть Постановление правительства от 22 июня 1991 года «О совершенствовании рационализаторской и изобретательской деятельности». Предприятиям предоставлена полная свобода в урегулировании в отношении рационализаторства.

Рационализаторство я упоминаю потому, что вы можете подсказать предпринимателям, что, в принципе, законодательство предоставляет очень хорошие возможности для получения, в том числе и руководителями, больших сумм. Здесь могут идти не только соответствующие суммы на поощрение самих рационализаторов, но и тех, кто внедряет эти рацпредложения. Ограничение только в том, что они не должны получать больше, чем сами рационализаторы. Сейчас сами предприятия определяют, что такое рацпредложение, полезно оно для предприятия или не полезно, определяют признаки, круг лиц. Раньше инженерно-технические работники из этого круга исключались, сейчас может быть любое лицо. Раньше были только технические предложения, сейчас и технические, и организационно-технические, и чисто организационные. Кого это интересует, обратитесь к постановлению от 22 июня 1991 года. И есть еще методические указания об охране рацпредложений в отраслях народного хозяйства, в 1993 году были совместно эти методические указания приняты Всероссийское организацией изобретателей и рационализаторов и Министерством юстицией, рекомендованы предприятиям для разработки внутренних нормативных актов. Опубликованы они в журнале «Вопросы изобретательства», который сейчас является журналом интеллектуальной собственности.

Топологии интегральных микросхем. Объект достаточно экзотический. это предмет высоких технологий. В очень небольшом круге стран создаются оригинальные топологии.

В чем суть объекта охраны? Здесь считается охраняемой сама интегральная микросхема, само расположение элементов внутри микроскопического кристалла, которые становятся со временем все меньшими. Для создания подобных микросхем необходимы колоссальные технические, финансовые усилия и трудозатраты. А скопировать эту схему значительно проще. Есть современные способы снятия слоя за слоем, фотографирования и т.д. Можно воссоздать эту топологию, даже не понимая, как что в этой схеме работает, гораздо быстрее и дешевле, чем занимается наша промышленность, в т.ч. военная. Наконец, решили развитые страны с этим бороться. США, Япония навязали сообществу эту охрану, хотя многие страны были в ней не заинтересованы, но с начала 80-х годов такая охрана появилась. Но она довольно слабенькая. Есть Вашингтонский договор, по которому приняты законы в десятке стран. Охрана декларирована, но она довольна слабая.