Интеллектуальная собственность, наследственное патентное право, страница 4

Если говорить о нашей стране, у нас все это получило совершенно извращенную форму. И в самом Законе о товарных знаках не упоминается об общеизвестных знаках. Косвенно можно сказать, что охраняется на основе международных договоров – имеются в виду общеизвестные знаки.

В последние годы появилось несколько работ, и диссертации по этому вопросу. У нас додумались до того, чтобы ввести процедуру признания знака общеизвестным. Хотя в Парижской конвенции сказано, что общеизвестные знаки охраняются без всякой регистрации. У нас ввели такую систему не регистрации, а систему признания знака общеизвестным, которая является гораздо более сложной, чем пойти и зарегистрировать в патентном ведомстве знак. Думали, что зарубежные фирмы бросятся регистрировать свои общеизвестные товарные знаки, будут пошлины соответствующие, но этого не произошло. Если уж пошли по этому пути, то надо было за свой счет знаков 500-600 общемировых внести в этот реестр, тогда это уже подтолкнуло бы остальных подавать заявки. А так у нас реестр открыт два года. За это время внесено 4 общеизвестных знака – «Известия», «Уралмаш», «Ява» и еще один. Сейчас наша «Балтика» пытается это сделать. Было около 30 заявок, некоторым отказано, некоторые в процессе рассмотрения.

Несколько слов о видах товарных знаков.

Товарные знаки по разным основаниям классифицируются, прежде всего, по форме выражения. Бывают знаки словесные, которые выражаются в различных оригинальных словах. Сейчас уже оригинальных слов осталось мало, поэтому придумывают в основном какие-то неологизмы, используют иностранные слова, в основном искусственные слова.

Нужно иметь в виду, что слово или сложное название должно быть новым применительно к соответствующему классу товаров. Можно зарегистрировать в качестве товарного знака какое-то банальное слово, если никто не додумался использовать это слово для соответствующего класса товаров. Например «сумка», могли бы зарегистрировать его для класса компьютеров. Как, например «Яблоко» - известная компьютерная фирма. Для плодоовощной продукции, наверняка, было бы отказано, потому что это описательный знак и т.д., а для компьютеров оно оказалось новым, свежим.

Могут регистрироваться целые словосочетания. Например, название газеты «Из рук в руки», «Маленькие компьютеры для больших людей» – известный слоган тоже зарегистрирован в качестве товарного знака.

Второй вид – изобразительные товарные знаки. Это различные фигурки людей. животных, памятников исторических или символические рисунки.

В отечественной практике это наиболее часто регистрируемый вид товарных знаков. Хотя словесные товарные знаки удобнее для рекламы, но их все выбрали.

Затем комбинированные товарные знаки, которые сочетают в себе рисунок и слово. Здесь отметим сразу, что в любом товарном знаке, особенно это характерно для комбинированных знаков (комбинированным знаками в том числе являются различные этикетки, книжные обложки, пачки сигарет), есть так называемый охраняемый и неохраняемый элемент. Это называется дискламация. И когда вы смотрите свидетельство о товарном знаке, там отмечается, что такой-то товарный знак, но не охраняется такое-то слово или такой-то значок, такой-то символ. И этот неохраняемый элемент не должен иметь в товарном знаке доминирующего значения.

Например, Торговая фирма «Пассаж». Там торговая – общеизвестное слово, фирма - тоже, пассаж – тоже общеизвестно, но такое написание, когда это сделано по дуге, в целом такой знак является охраняемым. Иногда неохраняемое слово, но охраняемой является манера его написания, то, что называется логотипом. Эти моменты надо иметь в виду. Иногда можно заимствовать чужой неохраняемый элемент.

Бывают объемные товарные знаки. Они реже встречаются. Это различные оригинальные формы флаконов для духов, бутылок, мыла. И бывают совсем экзотические знаки – в виде запахов. Но запах должен быть именно оригинальным, он не может регистрировать запах духов, он имманентен духам, а вот если духами будут пахнуть автомобильные шины, то можно как знак зарегистрировать. Звуковые товарные знаки. Их мало, но позывные радиостанций, в аэропортах некоторые объявления. Бывают световые знаки – какие-то световые эффекты.